Понедельник, 13.05.2024, 18:24

Материалы по исторической информатике и методологии истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [26]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития - Часть 1

Необычайно высокая концентрация специалистов по применению новых методов и информационных технологий в исторических исследованиях наблюдалась в конце августа 1996 г. в Москве, на Воробьевых горах. Очередная, XI ежегодная конференция Международной ассоциации "History and Computing" (AHC) впервые проходила в Восточной Европе; десять предшествующих состоялись в Англии, Германии, Франции, Италии, Дании, Австрии, Голландии, Канаде. На этот раз организаторами крупного международного форума, привлекшего 150 специалистов по исторической информатике из 22-х стран Европы, Америки, Азии, явились ассоциация стран СНГ "История и компьютер" (АИК - ветвь Международной ассоциации АНС) и Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова (МГУ). Выбор места и времени проведения XI Международной АНС-конференции не был случайным. После четырех лет своего существования АИК показала на деле, что в странах СНГ достигнут достаточно высокий уровень исторической информатики, АИК стала третьей по численности "ветвью" АНС и первой по объему ежегодных публикаций. В России и других странах СНГ сформировалось более десятка научных центров, активно применяющих методы и технологии исторической информатики в исторических исследованиях и образовании студентов-историков.

Московская встреча дала материал для анализа тенденций развития исторической информатики в последнем пятилетии XX века. Однако вначале обратимся к истории становления этого нового научного направления, определим его предмет и метод.

Процесс информатизации, затронувший практически все области знания, вовлек на рубеже 80-90-х годов и историческую науку. Компьютеры стали не только доступнее для историков; технические характеристики персональных компьютеров (ПК) и их программное обеспечение непрерывно совершенствуются, что превращает ПК во все более привлекательный и эффективный инструмент исторического исследования, создает реальные возможности для применения новейших информационных технологий в работе историка. Стало очевидным, что ПК не только незаменимое средство для редактирования и печатания собственных работ историков, но и удобный инструмент для реализации тонких источниковедческих методик. Появление доступных по цене сканеров - считывающих устройств, создающих возможности для оптического ввода в память компьютера текста или изобразительного материала, дало новый импульс исследованиям по истории культуры, искусства, в музееведении и архивном деле. Этому способствовало и появление оптических дисков с их огромной - счет идет на гигабайты - памятью.

Изменились даже условия труда историков в архивах: портативный ПК (ноутбук) позволяет делать все необходимые записи из архивных фондов в виде "мягкой копии", хранящейся в памяти компьютера, а также, если это необходимо, заносить "по ходу" эти записи в персональную базу данных.

Совершенствование программного обеспечения "стандартных" систем управления базами данных, типа dBASE и других, и особенно разработка специализированного программного обеспечения, учитывающего особенности исторических источников - мы имеем в виду прежде всего систему KLEIO, разработанную д-ром М. Таллером из Геттингена, привели к заметной активизации деятельности целого ряда научных центров по созданию больших баз данных, содержащих сведения из массовых исторических источников. Этот процесс особенно затронул просопографические исследования, целью которых является построение и анализ коллективных биографий специфических групп людей. В конце 80-х годов историками были разработаны базы данных, включавшие биографические сведения о сотнях тысяч (!) персоналий. Создание многочисленных баз данных потребовало их стандартизации и концентрации. Сегодня в различных странах функционируют более 20 крупных банков данных или архивов машиночитаемых данных в области историко-социальных исследований, которые имеют определенный проблемный профиль, организационную структуру и занимаются расширением коллекций баз данных, их распределением, публикацией каталогов.

Новые возможности в последние годы появились и в традиционной сфере применения компьютерных технологий в исторической науке - математико-статистической обработке данных источников. Пакеты статистических программ стали более доступными, "дружественными" для историка, обогатились новыми методами многомерного анализа и средствами визуализации - представления в наглядной форме, в виде диаграмм, графиков и т.д. - исходных данных и результатов.

В последние годы, в связи с развитием новых мультимедиа технологий, значительно возросла активность историков разных стран, использующих персональные компьютеры в учебном процессе на всех уровнях . Компьютер все чаще рассматривается как помощник преподавателя, пытающегося активизировать и индивидуализировать процесс обучения, повысить эффективность контроля знаний.

Быстрому распространению отмеченных тенденций процесса информатизации исторических исследований способствует и "электронная почта", которая связывает значительную часть историков, работающих с компьютером. Возможности электронных коммуникаций в сфере науки и образования резко возросли в последние годы, когда историки получили доступ к глобальной сети Интернет с ее огромными информационными ресурсами.

Этот процесс привел к созданию в 1986 г. AHC, которая координирует деятельность историков разных стран, применяющих в своей исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии. С 1992 г. в состав AHC входит АИК, объединяющая специалистов по исторической информатике стран СНГ.

Термин "историческая информатика", впервые прозвучавший на русском языке в начале 1990-х годов , в других языках появился несколькими годами раньше, в связи с возникновением национальных и региональных "ветвей" AHC - их число сейчас превышает 20. В большинстве случаев термину "компьютинг" не нашлось адекватного аналога в других языках; более естественным оказалось дать названия этим ассоциациям, исходя из сочетания слов "история" и "информатика" ("l'Histoire et l'Informatique" во Франции, "Historia e Informatica" в Испании, "Geschiedenis en Informatica" в Голландии, "Geschichte und Informatik/Histoire et Informatique" в Швейцарии и т.д.)

Что касается самого слова "информатика", то оно появилось в начале 1960-х годов во французском языке для обозначения области автоматизированной переработки информации. Этот термин является гибридом двух слов - "information" (информация) и "automatique" (автоматика). В 70-е годы в англоязычной литературе наука о переработке информации на основе вычислительной техники утвердилась под названием "Computer Science". В нашей стране эта область рассматривалась как часть кибернетики, однако к началу 80-х годов термин "кибернетика" стал постепенно уходить из обихода, и в первой половине 80-х годов в результате активной дискуссии, в которой приняли участие ведущие советские ученые, включая президента и вице-президентов АН СССР, термином "информатика" стала обозначаться крупная научная область, "изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ" . Эта комплексная научно-техническая дисциплина по темпам роста, широте приложений, мощности влияния на экономику, науку, культуру далеко превосходит другие научные направления. В 80-годы были опубликованы статьи крупных специалистов, в которых обсуждались "контуры" информатики, ее междисциплинарные аспекты.

Характерным процессом 90-х годов стало появление "отраслевой" информатики в целом ряде научных областей. Происходит быстрая институционализация этих новых направлений - организуются кафедры и отделы социальной, экономической, правовой - этот ряд можно продолжить - информатики, создаются новые специальности, выходят в свет соответствующие учебники. Происходящие при этом дискуссии представляются весьма необходимыми и даже неизбежными - дело ведь не только и не столько в терминах, сколько в содержании новых дисциплин.

Одной из таких новых дисциплин, возникших "на стыке" информатики и социально-гуманитарных наук, является историческая информатика.

Основные составляющие, предмет и содержание исторической информатики определились в результате дискуссий последних лет и нашли отражение в структуре первого в Восточной Европе учебника по данной дисциплине, подготовленного в МГУ

Прежде чем перейти к определению предмета и содержания исторической информатики, обратимся к истории становления того направления исторических исследований в нашей стране, которое было связано с применением ЭВМ . Отметим, что в течение двух с половиной десятилетий использование ЭВМ историками было почти исключительно связано с применением количественных методов в исторических исследованиях, поэтому история становления исторической информатики тесно соприкасается с историей отечественной школы квантитативной истории.

I. Эра больших ЭВМ: 60-е - середина 80-х годов.

Первые публикации советских историков, посвященные применению ЭВМ в исторических исследованиях, появились в начале 1960-х годов. Пионеры отечественной квантитативной истории, давшей через четверть века начало новому направлению, получившему название "историческая информатика", представляли известные научные центры страны: МГУ (И.Д. Ковальченко ), Сибирского Отделения АН СССР (В.А. Устинов ), Академию Наук Эстонской ССР и Тартуский университет (Ю.Ю. Кахк и Х.М. Лиги ). Условия для работы этих ученых были трудными, получить доступ к ЭВМ было для историков весьма сложно - иногда для этого надо было преодолеть тысячи километров. Ситуацию тех лет характеризуют воспоминания академика И.Д. Ковальченко: "Свой первый доклад по использованию ЭВМ и математических методов я сделал в 1962 г. в Новосибирске, в лаборатории по применению математических методов в гуманитарных науках при Институте математики Сибирского отделения АН СССР. Поехал я в Новосибирск для обработки своих материалов на ЭВМ. До этого приходилось обходиться ручной счетной машинкой" .

Если первые опыты по применению ЭВМ были связаны с обработкой локальных историко-статистических данных по социально-экономической истории страны, с созданием программ поиска и идентификации семей по подворным описаниям крестьянских хозяйств, то в 70-е годы спектр применений ЭВМ в исторических исследованиях существенно расширился. Этому способствовало, прежде всего, становление научного направления, получившего известность как "Применение количественных методов в исторических исследованиях" (более позднее название - квантитативная история). В конце 60-х годов при Отделении истории АН СССР была организована Комиссия по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях во главе с И.Д. Ковальченко, которая стала координатором работ данного профиля, ведущихся в СССР, инициатором организации новых лабораторий, проведения конференций, публикации серии сборников работ советских историков-клиометристов . В начале 70-х годов по инициативе И.Д. Ковальченко в Институте истории СССР АН СССР была открыта лаборатория по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях, в конце 70-х такая же группа, позднее ставшая лабораторией, появилась в структуре кафедры источниковедения на историческом факультете МГУ; начались работы в этом направлении и на историческом факультете ЛГУ. В 80-е годы небольшие лаборатории или группы этого профиля были организованы в Московском историко-архивном институте (ныне - Российский государственный гуманитарный университет - РГГУ), Азербайджанском, Белорусском и Днепропетровском университетах, а также в академических институтах Урала и Киргизии (в институте истории АН ЭССР историко-математическая группа была создана ранее).

В эти годы было положено начало формированию сообщества ученых, применяющих математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. Процесс стимулировался активизацией контактов специалистов в рассматриваемой области. С 1979 г. они регулярно собирались на заседаниях всесоюзного семинара "Количественные методы в исторических исследованиях", организованного Комиссией и историческим факультетом МГУ, 100-е заседание которого состоялось в 1992 г. Другой "канал" для профессионального общения давали школы-семинары по новым методам исторических исследований, поддерживаемые МГУ (Суздаль, 1984 г.; Ростов Великий, 1986 г.; Подмосковье, 1988 г.; Киргизия, 1989 г.;). Эти школы собирали порядка 100 участников, при этом значительную часть составляла научная молодежь.

Работа над проблемами, возникающими на стыке "источник - ЭВМ" и составляющими "ядро" исторической информатики, была все эти годы органичной частью исследований по квантитативной истории. Особенность развития этих работ в нашей стране определялась, в частности, тем, что в состав большинства упомянутых лабораторий были приняты специалисты по прикладной математике и кибернетике - эта инициатива принадлежала руководству Комиссии. Сегодня в этих лабораториях работают не менее 10 таких специалистов; большинство из них смогли адаптироваться к специфике применения математических методов и информационных технологий в исторической науке. Наличие этой группы специалистов, а также сложившееся взаимопонимание между ними и историками-квантификаторами (специалистами по квантитативной истории) обеспечили достаточно высокий уровень использования сложных и эффективных математико-статистических методов и моделей - даже в условиях нехватки передовой вычислительной техники в 70-е - 80-е годы .

Что касается вычислительной техники, то до середины 80-х годов наши историки использовали в основном "большие" ЭВМ серии БЭСМ (Большая электронно-счетная машина). Главная трудность заключалась в том, что доступные для историков ЭВМ находились в основном в крупных вычислительных центрах: Вычислительном центре АН СССР, Научно-исследовательском вычислительном центре МГУ и других, что исключало возможность работы в режиме "прямого доступа". Отдав операторам ЭВМ колоду перфокарт с программой и данными, можно было получить распечатку с результатами (или с указанием на ошибку), как правило, только на следующий день. Ситуация несколько улучшилась лишь в начале 80-х годов, когда на историческом факультете МГУ была установлена пара дисплеев, соединенных с большой удаленной ЭВМ

Фактически вся обработка источников проводилась с помощью программ, созданных в упомянутых выше лабораториях, что потребовало глубокого понимания методических проблем со стороны историков и содержательных проблем - со стороны математиков-программистов. Какое программное обеспечение создавалось историками "в эпоху больших ЭВМ"? Можно выделить несколько типов таких программ.

Программы, ориентированные на создание и сопровождение архивов машиночитаемых данных (МЧД). В первой публикации, посвященной проблемам разработки архивов МЧД по данным массовых исторических источников, обобщался опыт, накопленный историками МГУ . К началу 80-х годов этот архив МЧД на магнитных лентах содержал около 50 массивов, в том числе данные первой переписи населения России 1897 г., данные сельскохозяйственной переписи 1917 г., тысячи анкет делегатов съездов Советов 1917-1936 гг. Существенную роль при использовании таких архивов МЧД играли программы, реализующие функции информационно-поисковых систем

Программы, реализующие историко-демографические методики "восстановления истории семей" (ВИС). Это направление развивалось преимущественно эстонским историком Х. Палли, первая публикация которого в 1971 г. содержала описание программы, сопоставляющей сведения о крестьянских семьях из различных источников (метрических книг, ревизских сказок) в условиях вариации прозвищ - фамилий у эстонских крестьян в XVII и XVIII вв. не было.

Программы статистического анализа данных исторических источников. В течение 70-х-80-х годов в лабораториях академических институтов и исторических факультетов были созданы десятки программ, реализующих большинство математико-статистических методов. Две причины стимулировали такие разработки: - специфика структуры данных исторических источников и задач их анализа и трудности доступа к использованию "продвинутых" статистических пакетов типа SPSS.

Программные комплексы вырастали из крупных исследовательских задач -проектов, связанных с обработкой массовых статистических источников. Так, комплексы статистических программ различной ориентации были созданы в результате многолетних исследований писцовых книг XVII в. , материалов крестьянской реформы 1861 г. , массовых источников по аграрному развитию России конца XIX-начала XX вв. , массовых источников по истории советского рабочего класса и т.д.

Программное обеспечение для работы со средневековыми текстами. Здесь речь идет об исследованиях источниковедческого характера, посвященных атрибуции - определению авторства - средневековых текстов нарративного (описательного) характера и изучению истории текста памятников древнерусской письменности, имеющих многовековую традицию и множество рукописных копий (списков). Разработанные программы позволяли: построить генеалогическое древо списков, исходя из сопоставления разночтений ; определить особенности авторского стиля средневековых текстов на основе структуры парных встречаемостей грамматических классов, и использовать их в задачах атрибуции .

Программное обеспечение задач моделирования исторических процессов и явлений. Проблемы моделирования вызвали, пожалуй, наиболее острую дискуссию среди советских историков-клиометристов в 70-е-80-е годы . Ряд программ, реализующих различные имитационные и "аналитические" модели, был разработан в 70-80-е годы для моделирования Пелопонесских войн , динамики древнейших человеческих общин в условиях палеолита , процесса расслоения феодально-зависимых крестьян в Византии , динамики социальных революций , процесса иностранных инвестиций в России начала ХХ в. , социальной динамики в период нэпа и т.д. Нередко создание программ для моделирования исторических процессов было связано с использованием сложного математического аппарата - теории игр , теории дифференциальных уравнений , теории марковских цепей (раздел теории случайных процессов, созданный в начале ХХ в. российским математиком, академиком А.А.Марковым).

Середина 80-х была отмечена резким повышением внимания в стране к проблемам информатизации общества, особенно применительно к системе образования. Руководством страны был принят ряд постановлений по перестройке высшего образования, в которой предусматривалось, в частности, развитие программы компьютеризации в вузах. В соответствии с этой программой в учебные планы всех факультетов с 1985 г. был введен обязательный курс информатики, утверждены нормативы, обеспечивающие выделение студентам-гуманитариям не менее 100 часов дисплейного времени за период обучения в вузе. В течение одного года все преподаватели всех вузов страны обязаны были пройти ускоренный курс компьютеризации.

"Кампания компьютеризации 1985 г." не была успешной, хотя в ней приняли активное участие сотни вузов страны, и десятки тысяч преподавателей получили соответствующие удостоверения. Для ее нормальной реализации потребовалось бы другое материальное и методическое обеспечение. Почти повсеместно занятия с преподавателями-гуманитариями проводились на факультетах естественных наук, без учета специфики той или иной области гуманитарного знания. Одним из редких исключений был МГУ, в котором гуманитарные факультеты выполняли задачу, используя возможности собственных лабораторий и специалистов. Так, на историческом факультете МГУ программа компьютеризации была реализована своими специалистами, имеющими достаточный опыт применения ЭВМ в исторических исследованиях. Однако эффективность этих занятий не была высокой - главным образом, в силу отсутствия должного количества, а также и недостаточного качества вычислительной техники.

Следует ли из сказанного выше, что итоги "кампании 1985 г." являются исключительно негативными? Думается, нет, и вот почему. Во-первых, в результате ее проведения в ряде университетов возникли весьма полезные контакты между историками и "математиками" - специалистами по информатике и кибернетике; в последующие годы это привело к появлению новых точек на карте распространения новых методов исторических исследований. Во-вторых, несмотря на неподготовленность ускоренного курса компьютеризации, часть историков смогла оценить потенциальные возможности применения новых информационных технологий в работе с историческими источниками. В-третьих, как "низы", так и "верхи" в системе образования ощутили настоятельную необходимость приобретения нужного количества вычислительной техники нового поколения. Без этого дальнейшее развитие работ по применению новых информационных технологий в исторических исследованиях и учебном процессе уже не представлялось возможным. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Mainformer (03.11.2010)
Просмотров: 1773 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]