Понедельник, 13.05.2024, 07:17

Материалы по исторической информатике и методологии истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [26]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития - Часть 2

II. "Микрокомпьютерная революция": конец 80-х - начало 90-х гг.

Первые ПК на рабочих столах советских историков появились в начале 1988 г., лет на пять позднее, чем у коллег из стран Западной Европы и США. Это были три отечественных IBM-совместимыx микрокомпьютера "Нейрон" с весьма скромными характеристиками, которые были приобретены историческим факультетом МГУ и в течение полутора лет являлись материальной базой для квантитативных исследований и учебного процесса. В 1990 г. эти машины были заменены шестью ПК класса IBM/PC AT; к этому времени машины такого уровня появились в Институте истории СССР АН СССР, а также у историков некоторых других институтов и вузов страны. Открывались новые возможности для развития компьютерных технологий в исторических исследованиях и обучении историческим дисциплинам.

Реализация этих возможностей наиболее успешно проходила на историческом факультете МГУ, где в 1992 г. насчитывалось 25, а в 1996 г. - почти 60 ПК, что позволило установить их на многих кафедрах, существенно улучшить материальную базу лаборатории исторической информатики и ряда других лабораторий факультета, открыть компьютерные классы для проведения занятий по исторической информатике и самостоятельной работы - включая "навигацию" в Интернете - студентов и сотрудников факультета.

Различные модели курса исторической информатики развиваются также в РГГУ, в Азербайджанском, Алтайском, Белорусском, Воронежском, Днепропетровском, Екатеринбургском, Мордовском, Самарском, Санкт-Петербургском и ряде других университетов стран СНГ.

Появление ПК новых моделей заметно активизировало разработку программ, предназначенных для контроля знаний и обучения историческим дисциплинам. Эти работы велись с начала 80-х годов в Ленинграде, Минске, Москве, Барнауле и других городах и привели к неплохим результатам.

Другой важный аспект "микрокомпьютерной революции" был связан с возрастанием интереса к созданию баз данных по материалам исторических источников. Программное обеспечение ПК дало в руки историков весьма удобный и доступный каждому инструмент для хранения данных источника и информационного поиска. Исходя из необходимости координации и определенной унификации деятельности по разработке баз данных, представители исторического факультета МГУ, Института истории СССР АН СССР и МГИАИ выступили в 1989 г. с инициативой создания Банка (машиночитаемых) данных по российской истории. Эта идея получила финансовую поддержку Отделения истории АН СССР (а позже Российского гуманитарного научного фонда - РГНФ), и с 1990 г. инициативная группа приступила к практической деятельности. Описания конкретных баз данных приводятся в выпусках Информационного бюллетеня "История и компьютер". Этот бюллетень, созданный в 1990 г. и выходящий в свет ежеквартально, стал основным каналом оперативного обмена информацией в среде специалистов в области исторической информатики и квантитативной истории.

Появление компьютеров нового поколения стимулировало разработку историками не только баз данных, но и баз знаний, применение экспертных систем и других систем искусственного интеллекта. Активизировались работы по компьютерному анализу текстовых источников и изображений, ведущиеся в ряде лабораторий страны. Новые компьютерные технологии, основанные на использовании сканеров, лазерных дисков, мультимедийных технологий существенно расширили возможности хранения и анализа изобразительных источников. В середине 90-х г. российские историки получили доступ к информационным ресурсам глобальной сети Интернет (в эту "сеть сетей" подключились компьютеры исторических факультетов МГУ, Алтайского госуниверситета и других учреждений).

Однако развитие исторической информатики вплоть до 1992 г. шло у нас "параллельным курсом", почти не пересекаясь с развитием этого направления за рубежом. Три конференции и школы-семинара по новым методам исторических исследований, состоявшихся в 1991 г. в Подмосковье, на Украине и в Белоруссии, выявили застой в развитии нового исследовательского инструментария и информационных технологий анализа источников.

Между тем специалисты по исторической информатике ряда стран Западной Европы уже к середине 80-х годов пришли к выводу о необходимости институционализации международного научного сообщества, складывающегося в этом активно развивающемся направлении исследований. Созданная в 1996 г., AHC является ныне одной из самых представительных профессиональных ассоциаций историков и самой активной из них. С 1986 г. AHC проводит ежегодные международные конференции (по сути - конгрессы), в которых участвуют сотни специалистов из разных стран, публикует объемистые тома трудов этих конференций, а накануне этих крупных форумов проводит серию небольших проблемно-ориентированных рабочих семинаров, инициирует совместные исследовательские проекты и разработку специализированного "источнико-ориентированного" программного обеспечения, участвует в организации летних школ по данной проблематике, отрабатывает оптимальную модель курса исторической информатики и т.д. В ряде университетов Западной Европы на исторических факультетах введена специализация по профилю "историческая информатика", дающая возможность получить магистерский или даже докторский диплом по этой специальности. С 1989 г. AHC выпускает - сначала в Оксфорде, а затем в Эдинбурге - международный журнал "History and Computing".

Однако в этой активной профессиональной деятельности специалисты из стран Восточной Европы практически не участвовали. Ситуация начала изменяться с января 1992 г., когда AHC организовала международный симпозиум по координации исследовательской деятельности в области исторической информатики в странах Западной и Восточной Европы, который состоялся в Зальцбурге, Австрия. Участники симпозиума, прибывшие в Зальцбург из 11 европейских стран, обсудили современное состояние исторической информатики, наметили основные направления международного сотрудничества в этой динамично развивающейся области исследований.

Результаты этой международной встречи не замедлили сказаться. Уже к лету 1992 г. в ряде стран Восточной Европы были созданы национальные ассоциации AHC. В июне того же года в Ужгороде состоялся международный семинар "Новые компьютерные технологии в исторических исследованиях и образовании", который был организован Историческим факультетом МГУ, представленным лабораторией исторической информатики и Закарпатской ассоциацией молодых историков при поддержке AHC. Ужгородский семинар собрал специалистов по исторической информатике из 13 стран. Впервые ученые Восточной и Западной Европы обменялись опытом своих разработок в области исторической информатики.

Уже в октябре 1992 г. только что учрежденная в Москве АИК и Исторический факультет МГУ при активной поддержке AHC организовали первую в Восточной Европе международную осеннюю школу "Историческая информатика: Европейская модель". Опыт оказался успешным, и в 1996 г. школа состоялась уже в пятый раз, став заметным событием научной жизни. Занятия школы проводятся лучшими специалистами из университетов стран Западной Европы (в последние годы в качестве преподавателей школы привлекаются и специалисты из МГУ, а в качестве слушателей - студенты и аспиранты из Западной Европы). За эти годы более 200 студентов, аспирантов и молодых ученых из России и ряда стран СНГ получили сертификаты об успешном окончании московской школы .

Важной составляющей научной жизни сообщества специалистов по исторической информатике стали ежегодные конференции АИК, проходящие весной в Подмосковье. В марте 1996 г. состоялась IV конференция АИК; на ней присутствовали более 80 участников из пяти стран СНГ. Публикации трудов этих конференций дают представление о тенденциях развития исторической информатики в России и других странах СНГ .

Разумеется, из сказанного выше не следует, что историческая информатика в нашей стране развивается без проблем. Назовем следующие из них.

а) Преподавание дисциплин, связанных с применением новых методов в исторических исследованиях, ведется в той или иной форме лишь в 10-12 "классических" университетах России, общее число которых - более 30. Причин тому несколько, и прежде всего - нехватка компьютеров и специалистов (две взаимосвязанные проблемы). Компьютеры остаются по-прежнему труднодоступными для гуманитарных факультетов ввиду их относительно высокой стоимости, сравнимой с полугодовой зарплатой профессора.

б) Отсутствие специализации по данному профилю, как на уровне дипломных, так и на уровне диссертационных работ, что ограничивает возможности подготовки специалистов.

в) Отсутствие полноценного журнала, ориентированного на проблематику квантитативной истории и исторической информатики (подобного, например, журналу общества QUANTUM, издаваемому в Кельне).

Решение названных проблем позволило бы существенно повысить уровень исследований по исторической информатике в нашей стране.

Историческая информатика в России - как, вероятно, и в других странах - сформировалась "в недрах" клиометрики (другое название квантитативной истории; происходит от "Клио" - муза истории и "metrio" (лат.) -измеряю; в США употребляется применительно к "новой" экономической истории). Повышение внимания в последние 5-10 лет к базам данных, компьютерным технологиям анализа исторических источников породило опасения, неоднократно высказывавшиеся в дискуссиях историков-клиометристов, в том, что этот процесс приведет к переключению интеллекта на чисто прагматические цели, а методический арсенал низведет к стандартным пакетам программ. Предрекались удручающие последствия - резкое сокращение количества работ, в которых предлагались бы оригинальные решения исследовательских проблем с помощью новых методик, падение уровня содержательных результатов квантитативной истории.

Эти соображения слишком серьезны, чтобы не попытаться разобраться в отношениях, складывающихся между квантитативной историей и исторической информатикой.

К середине 80-х годов тенденции развития квантитативной истории сделали очевидными следующие обстоятельства: большинство статистических методов (включая наиболее сложные) историками-клиометристами освоены, и дальнейшее расширение их методических средств требует новых подходов; практически весь арсенал математической статистики реализован в стандартных статистических пакетах, и при наличии персонального компьютера историк-исследователь в принципе может обрабатывать свои данные самостоятельно, без посредника-программиста; повышение требований к уровню аргументации результатов исторического исследования акцентирует вопрос о корректности использования данных источника; стремительный рост количества баз данных неизбежно ставит вопросы их стандартизации, систематизации, распространения, устранения возможного дублирования; эти вопросы должны решаться в рамках соответствующих банков данных; существующие стандартные пакеты программ пригодны для хранения, поиска и анализа далеко не всех исторических источников; есть немало источников, обладающих спецификой, которая не могла быть учтена создателями стандартных пакетов; "микрокомпьютерная революция" открыла возможности для использования историками новых информационных технологий, не связанных с вычислениями и обработкой статистических данных: оптический ввод текста в память ПК с помощью сканера, компьютерное картографирование и анализ изображений, использование систем искусственного интеллекта, глобальных сетей.

Этот перечень можно было бы продолжить, но и в таком виде он убедительно показывает необходимость определенной перегруппировки сил в области квантитативной истории, формирования группы специалистов, способных принять вызов со стороны новых реалий развивающегося исследовательского процесса. Такая перегруппировка отнюдь не означает, что эти специалисты уходят из квантитативной истории; в их работе появляется новый акцент, а те усовершенствованные инструменты, которые они "доводят до кондиции", как раз и ориентированы прежде всего на потребности историков-клиометристов. Однако функции исторической информатики как "поставщика" новых компьютерных методов и технологий не замыкаются исключительно на квантитативной истории; так, разработка и внедрение новых методик ввода и анализа на компьютере изобразительных или нарративных источников может быть не связана с применением количественных методов.

III. Историческая информатика: структура и содержание

Становление исторической информатики выявило к середине 90-х годов. и другой аспект дискуссий о ее содержании и приоритетах развития - как в рамках АИК, так и в рамках AHC. Водоразделом в этих дискуссиях является вопрос о том, как далеко за пределы "компьютерного источниковедения" простирается область исторической информатики. Компьютерное источниковедение обычно понимается как совокупность методов и технологий создания машиночитаемых исторических источников Традиционные вопросы критики источника остаются прерогативой "классического" источниковедения). С самого начала компьютерное источниковедение рассматривалось как ядро исторической информатики; именно проблемы адекватной формализации и репрезентации информации источника, создания баз данных, учитывающих специфику исторических источников, были в центре внимания пионеров исторической информатики . В то же время на конференциях AHC, в ее публикациях всегда присутствовала и другая важная компонента - аналитическая, связанная с использованием компьютера для анализа данных машиночитаемого источника, получения содержательно значимых результатов. Этот водораздел определяется в значительной мере различиями в оценках возможностей источнико-ориентированного, с одной стороны и проблемно-ориентированного подходов - с другой. Историческая информатика должна органично сочетать обе компоненты - источниковедческую и аналитическую. В этом контексте естественным представляется следующее определение исторической информатики:

Историческая информатика - это научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования; в основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов.

Теоретической основой исторической информатики является современная концепция информации, включая социальную информацию и теоретическое источниковедение, а прикладной - информационные ( компьютерные) технологии.

Область интересов исторической информатики включает разработку общих подходов к применению информационных технологий в исторических исследованиях, в частности - специализированного программного обеспечения; создание исторических баз и банков данных (знаний); применение информационных технологий представления данных и анализа структурированных, текстовых, изобразительных и других источников; компьютерное моделирование исторических процессов; использование информационных сетей (Интернета и др.); развитие и применение средств мультимедиа и других новых направлений информатизации исторической науки; а также применение информационных технологий в историческом образовании.

В соответствии со сказанным выше, можно говорить о прикладной исторической информатике (связанной с использованием стандартных и разработкой специфичных, источнико-ориентированных информационных технологий) и теоретической исторической информатике. Если контуры первой достаточно ясны, то содержание теоретической компоненты исторической информатики требует уточнения. Необходимо выделить три уровня теоретического знания в данной области: метатеория; теории "среднего уровня"; "микро-теории".

Метатеорию мы связываем с теоретизацией самого понятия "информация" и его спецификой применительно к задачам исторических исследований. Несмотря на наличие известной точки зрения о том, что понятие "информация" является одним из фундаментальных в современной науке и поэтому не может быть строго определено через более простые понятия ("ignotum per ignotus - неизвестное через более неизвестное"), категория "информация" связывается уже с начала ХХ в. с категорией отражения. Именно философское понимание категории отражения как всеобщего свойства материи оказалось методологически плодотворным для раскрытия сущности информации. Впервые рассмотрение основных свойств и природы исторического источника в свете учения об информации было проведено И.Д. Ковальченко . Другой аспект метатеории мы связываем с теорией информации - математической и технической дисциплиной, ведущей свое начало с 1948 г., когда американский математик, создатель теории информации К. Шеннон ввел математическое понятие количества информации. Наконец, важное значение приобретает семиотическая проблематика в изучении свойств информации исторического источника, основанная на концепциях знаковых систем и включающая три уровня: синтактику, семантику и прагматику .

В качестве теорий среднего уровня исторической информатики можно рассматривать разработки моделей данных исторических источников, принципов построения источнико-ориентированных систем и т.д. . О такого рода теориях писал еще в 1987 г. М. Таллер, историк из Геттингена в статье с характерным названием "Потребность в теории исторического компьютинга" , в которой он сформулировал три принципа разработки такой теории: учет контекста при работе с информацией источника; учет размытости (нечеткости) данных источника; учет многомерности, многосвязности текстовых структур источника.

Наконец, к микротеориям исторической информатики можно отнести конкретные теоретические разработки (алгоритмы) репрезентации и анализа данных источников определенного типа, например, при проведении просопографического исследования, при построении когнитивных схем на основании полнотекстовой базы данных, при создании баз знаний. Примерами могут служить разработка подхода к переводу свободного текста источника в записи реляционной базы данных, реализованного в виде системы SOCRATES или разработка т.н. когнитивно-ориентированного подхода к построению исторических информационных систем реализованного в виде просопографической системы "Просис" . Используя общую терминологию информатики, можно сказать, что в каждом конкретном случае содержание "микротеории" сводится к построению так называемой информационной модели .

Еще один аспект обсуждения методологических аспектов развития исторической информатики возникает, если рассматривать ее в связи с социальной информатикой, ориентированной на познание закономерностей информатизации общества. В развитии социальной информатики "значительное внимание уделяется как техническим средствам, так и программным, а также социальным составляющим информационных технологий" . Социальная информатика прошла этап институционализации, уже несколько лет для выпускников вузов РФ существует специальность "социальная информатика и моделирование". Как отмечает академик А.Д. Урсул, социальная информатика является методологическим направлением общенаучного уровня, питающим общими идеями другие, более конкретные (отраслевые) области знания, например, экономическую информатику, политическую информатику, социологическую информатику и т.д., над которыми социальная информатика возвышается на правах более общей теории . При этом, по мнению А.Д. Урсула, социальная информатика обречена на полноценное развитие лишь на теоретико-методологическом уровне - в силу значительной общности предлагаемых концепций. Конкретное же, прикладное развитие получат частнонаучные, отраслевые информатики, и именно этот процесс дифференциации социальной информатики окажется, в соответствии с прогнозом А.Д. Урсула, более эффективным и конструктивным .

Первое десятилетие развития международного научного сообщества в области исторической информатики сформировало сбалансированную структуру этого профессионального сообщества. Оно состоит из нескольких групп, слоев, тесно взаимодействующих, но несколько различающихся по своей роли в развитии исторической информатики, расширении ее ареала. Первая группа - это разработчики новых подходов к представлению и анализу данных исторических источников, соответствующих алгоритмов, программ и технологий. Именно наличие такой группы позволяет, вообще говоря, рассматривать историческую информатику как научную область, имеющую не только свой предмет исследования, но и специфические методы, исследовательский инструментарий . Вторая группа - это квалифицированные пользователи новых информационных технологий, методов и программного обеспечения; они осваивают реалии стремительно меняющегося мира информационных технологий, творчески адаптируют его новые достижения (с учетом специфики исторических источников и задач их обработки) и внедряют их в практику исторических исследований. Наконец, третья и, возможно, наиболее многочисленная группа - это широкий слой историков-исследователей, пришедших к необходимости применять в своей работе технологии баз данных, анализа текстовых и структурированных источников, моделирования и т.д. Используя информационные технологии, они ориентируются преимущественно на тот опыт, те образцы, которые продуцируют первые две группы.

Конечно, эта "стратификация" достаточно условна - группы могут пересекаться; специалисты из третьей группы могут переходить во вторую, а из второй группы - в первую и т.д. Важно, однако, другое - эта структура должна не только обеспечивать историческую науку новыми методами и современными технологиями, но и давать убедительные примеры их использования при решении крупных исследовательских проблем. Наиболее адекватной формой для реализации этих целей является, на наш взгляд, исследовательский проект, в рамках которого корпус изучаемых источников корректно переводится в машиночитаемую форму, затем проводится его комплексный анализ - с использованием тех информационных технологий и аналитического инструментария, которыми владеют специалисты по исторической информатике, а затем осуществляется интерпретация полученных результатов, в которой принимают участие историки - специалисты в соответствующей области.

Важным является вопрос о подготовке и переподготовке специалистов по исторической информатике. Дело в том, что если период "полураспада компетентности" - т.е. время, за которое знания устаревают на 50% - составляет для инженера пять лет, для химиков, медиков и биологов - четыре года , то, по нашей оценке, для специалиста по исторической информатике этот период не превышает трех лет. И хотя 20-летней давности прогноз известного французского историка Э. Л. Ладюри, отмечавшего, что "в будущем историк (квантификатор - Л.Б.) станет программистом или он не будет ничего стоить" ) не оправдался, наши английские коллеги приступили к подготовке специалистов по исторической информатике (Historical Information Engineers), "которые будут разрабатывать специализированные программные средства и преподавать историческую информатику" . Однако, на наш взгляд, более высоким будет спрос на специалистов, имеющих навыки работы с широким кругом уже существующих информационных подходов и технологий. Такого же мнения придерживается и президент AHC Я. Олдерволл, который в статье с названием "Почему Норвегия не является мировым чемпионом по исторической информатике?" пишет: "звание чемпиона мира по исторической информатике должно быть скорее присвоено лучшему пользователю, чем лучшему разработчику методов исторической информатики" . Остается лишь добавить, что потребность существует не только в чемпионах.

Разумеется, менее всего хотелось бы видеть в будущем специалисте по исторической информатике этакого "гомо информатикус" . Историческая информатика должна быть органичной составляющей развивающейся исторической науки. В этом случае она может стать в XXI в. "новым языком исторических исследований" - по выражению известного английского специалиста по исторической информатике, одного из "отцов-основателей" AHC, английского историка П. Денли, который, исходя из универсальности методологических и методических проблем, рассматриваемых в рамках исторической информатики, отводит ей роль противовеса центробежным тенденциям в развитии исторической науки) . Думается, П. Денли был прав, когда утверждал: "Возможности исторической информатики не сводятся к тому, что мы можем теперь делать те или иные исследования быстрее или эффективнее; мы можем делать новое, и мы можем делать старое по-другому" .

Категория: Мои статьи | Добавил: Mainformer (03.11.2010)
Просмотров: 2423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]