Воскресенье, 28.04.2024, 18:48

Материалы по исторической информатике и методологии истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [26]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Л. В. Берейшик, И. Н. Степина, Ю. Г. Степин ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ИИ
Применение новых информационных технологий в исторических исследованиях требует подготовки специалиста-историка, свободно владеющего всем комплексом возможностей, предоставляемых современной информатикой для обработки семантической информации, и, в первую очередь, источнико-ориентированными системами управления базами данных.

Базовая учебная программа курса "Историческая информатика" содержит около 70 учебных часов. Традиционно программа этого курса строится следующим образом:

Введение. Историческая информатика: предмет, история становления и основные тенденции развития. Структура аппаратного и программного обеспечения.

Часть 1. Программное обеспечение ПЭВМ. MS DOS, Norton Commander, Windows: назначение, основные возможности, файлы и папки, использование приложений.

Часть 2. Обработка текстовой информации. Основы работы с Word.

Часть 3. Обработка числовой информации с помощью пакета Excel. Далее бегло рассматриваются начальные понятия баз данных, сетевых информационных технологий, специализированного программного обеспечения.

Значительный перечень рассматриваемых вопросов при ограниченном объеме часов приводит к недостаточно глубокому рассмотрению многих принципиальных вопросов. В частности, мало внимания уделяется возможностям пакета Microsoft Office.

Для повышения эффективности преподавания этого курса предлагается значительно сократить часть 1 - до одной-двух лекций, исключив изучение MS DOS, Norton Commander и перенеся все технические вопросы на лабораторные занятия. Части 2 и 3 объединяются и их изложение ведется с точки зрения единых принципов построения пакета Microsoft Office, при этом так же все технические вопросы рассматриваются на лабораторных занятиях. Концепция использования баз данных реализуется на основе пакета Access. Высвобожденное таким образом время используется для знакомства с новыми информационными технологиями в исторической информатике.

8



В то же время программа подготовки современного специалиста должна дополнительно включать изучение следующих блоков:
обработка исторической информации с помощью использования интегрированных возможностей пакета Microsoft Office (Word, Excel, Access и др.) [1],
сетевые информационные технологии [2],
интеллектуальные информационные системы.

Очевидно, что для выполнения этой программы необходимо увеличение объема учебных часов за счет увеличения объема основного курса, введения дополнительных спецкурсов и курса для магистров.

Обращает внимание раздел об интеллектуальных информационных системах, который включает "компьютерное источниковедение". Историческое исследование базируется на информации, содержащейся в исторических источниках. При этом в традиционном исследовании анализ материала, собранного историком, не становился достоянием научного сообщества, в отличие от результатов исследования. Не случайно, в последние годы в связи с быстрым ростом числа машиночитаемых исторических источников появился термин "компьютерное источниковедение", отражающий роль новых информационных технологий в работе с историческими источниками. Как правило, сначала машиночитаемые данные стали коллекционировать крупные университеты и исследовательские центры. Не последнюю роль в стимулировании этой деятельности играла возможность использования машиночитаемых данных в обучении студентов- историков. Кроме того, официальные учреждения во многих странах начали производить машиночитаемую информацию.

При создании банков исторических данных принципиальным является обеспечение возможности вторичного использования "машиночитаемых источников" [3]. Создание достаточно универсальных баз исторических данных позволяет перейти к применению методов искусственного интеллекта [4,7].

Одной из центральных проблем в создании исторических баз данных является разработка соглашения относительно формы представления исторических данных и стандартов обмена машиночитаемой информацией исторических источников [5,6].

Помимо стандартизации информации, полученной из различных источников, нужно решать вопросы взаимодействия как со специализированным, так и со стандартным программным обеспечением и ориентироваться на создание универсальных программ обработки, не зависящих от конкретной конфигурации компьютера и формата хранения данных.

9



Классическим примером историко-ориентированного программного обеспечения является проект "рабочей станции для историка" М. Таллера.

В Гродненском университете предполагается использовать для изучения исторического материала специализированного банка данных на основе структурированных текстовых материалов музеев и архивов г. Гродно. Работа над созданием программного обеспечения для такого банка данных уже начата. Предлагаемый подход базируется на анализе таких классических систем, как KLEIO, SOCRATES, WINCENS.

Результаты работы позволят создать интегрированные банки исторических данных структурированных текстовых источников.

Каждый документ состоит из двух частей: описание факта и описание источника. Источник - это текстовый документ или предмет, при описании которого могут использоваться различные языки и шрифты, причем названия (имена собственные) могут быть псевдонимами. Следовательно, система должна работать со многими названиями одного и того же объекта и поддерживать различные шрифты.

В процессе работы предполагается решить следующие задачи:
выработать общую, базирующуюся на использовании семантических сетей, концепцию создания интегрированных банков исторических данных;
разработать технологию создания, хранения и использования данных разнородных исторических источников;
создать специализированное программное обеспечение для реализации семантических сетей с помощью реляционной СУБД и среду разработки программ Borland Delphi;
сформировать массив исторический фактов по историческим источникам на основе структурированных текстовых материалов.

Предлагается использовать следующую схему обработки документа:
содержимое документа представляется в виде набора исторических фактов, каждый факт задается набором понятий с указанием отношений между ними, т. е. документ преобразуется в семантическую сеть, являющуюся набором n-местных отношений;
каждое n-местное отношение преобразуется в совокупность бинарных отношений специального вида.

В качестве базовых понятий могут быть выбраны следующие:
предметы,
личности,
географические понятия,

10


организации,
события.

Все отношения разбиты на две основные группы:
теоретико-множественные, типа "множество-подмножество" и "элемент-множество",
семантические, типа "служил", "владел", "получил" и т. д. (отношения этой группы вводятся и поддерживаются конкретным пользователем с согласованием через общий справочник).

Это позволит на концептуальном уровне использовать в качестве базового понятие "событие", которое является объединением понятий "субъект", "место", "время" и "объект" действия. Каждому событию и составляющим его компонентам приписывается степень достоверности. Словарь дескрипторов системы ориентирован на использование произвольного числа псевдонимов на различных языках.

При обучении использованию банков исторических данных основное внимание предлагается уделить следующим вопросам:
структура и состав банка исторических данных,
представление семантической информации,
канонический язык для описания исторических фактов,
технология создания, накопления и корректировки информации,
построение запросов к базе исторических данных,
обобщение и накопление информации.

Кроме того, курс включает в себя знакомство с компьютерным моделированием исторических процессов и основными понятиями, принципами построения и использования экспертных систем в исторических исследованиях.

Естественно, что работа с банком исторических данных требует достаточно большого времени, поэтому основной упор при накоплении информации будет делаться на курсовое и дипломное проектирование и самостоятельную работу студентов.

1. Кент П. "Internet". - М., 1996. 

2. Гарскова И. М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. - М., 1994.

3. Новиков Ф. А., Яценко А. Д. Microsoft Office в целом. СпБ: BHV- Санкт-Петербург, 1995.

4. Anderson S. J. The Future of the Present - The ERCR Data Archive as a Resource Centre for the Future / History and Compyuing,vol. 4, 1992, р. 3.

5. Леверманн В. Данные и знания в исторических базах данных // История и компьютер: Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании.- М., 1993.- С.19-35.



6. Гарскова И. М. Информация о преобразовании Консорциума по базам данных в Банк машиночитаемых данных по российской истории // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер", 1992, N 6.

7. Цаленко М. Ш. Моделирование семантики в базах данных.- М., 1989.



http://kleio.asu.ru/aik/ped/3.shtml
Категория: Мои статьи | Добавил: Mainformer (11.11.2010)
Просмотров: 896 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]