Технология = Знания + Средства
Традиционно слово "технология" трактовалось как
набор и последовательность операций, выполняемых с помощью данной техники в
каждом данном определенном производственном процессе (1). С началом бурного
внедрения техники во все сферы жизни содержание понятия "технология"
расширилось и усложнилось. В современном смысле "технология" - это не
только сведения о совокупности и последовательности соответствующих процедур и
операций, направленных на создание некоторого продукта (артефакта), не только
некая совокупность знаний, опыта и навыков по организации той или иной деятельности.
Это уже система иерархически построенных сложнейших и разветвленных знаний об
управлении каждым данным процессом производства или деятельности, о рационализации,
модернизации и постоянной инновации в соответствующей сфере деятельности.
Она включает в себя знания об экономических условиях и о
социально-экономических, культурных и психологических последствиях данного процесса.
Она связывает все эти знания со знаниями техническими, знаниями об артефактах,
знаниями правовыми и психологическими, знаниями о рыночной конъюнктуре и о
человеческом факторе. Если выражаться предельно кратко, то технология - это
система знаний. Но это одна ее сторона. Другой стороной современной технологии
являются средства, орудия с помощью которых эти знания проявляются,
материализуются. Технология - это не просто знания, а реализуемые знания,
дающие эффект, приводящие к цели. Технология - это знания, связанные со
средствами. Получается формула: технология = знания + средства.
Что такое "информационные
технологии"?
Любая технология имеет дело с веществом, энергией и
информацией. В зависимости от того, что является исходным предметом применения
технологии и получается в результате, их можно разделить на
вещественно-энергетические и информационные. Если первые на "входе" и
"выходе" имеют вещество и/или энергию, то вторые - информацию (2). Вещественно-энергетические
технологии направлены на материальные объекты и процессы, а информационные
технологии - на идеальные. Применение любой информационной технологии
невозможно без потребления вещественно-энергетических ресурсов, но они играют
второстепенную роль. Главное в информационных технологиях - это информационный
аспект. Кроме изложенного широкого понимания информационных технологий, построенного
на их отличии от вещественно-энергетических технологий, возможны и другие
взгляды. Это следует из того, что понятие "информационные технологии"
относится к числу первичных, т.е. фундаментальных. Поэтому оно, также как и
родственное ему понятие "информация", не имеет и, по-видимому, объективно
не может иметь общепринятого, четкого и всеобъемлющего определения.
В зависимости от преследуемых целей и собственного
менталитета, различные авторы по-разному дают определение информационных технологий.
Например, под информационными технологиями понимают
процессы, где основной перерабатываемой продукцией
является информация (3) , информационную
технологию определяют как систему методов и способов сбора, накопления,
хранения, поиска, обработки и выдачи информации (4) или под
информационными технологиями подразумевают совокупность процессов, протекающих
в информационных системах и обеспечивающих реализацию их функций (5).
Как нет единого определения технологии, так и не имеется
канонизированной классификации технологий вообще и информационных технологий в
частности. Поэтому, проводя ниже классификацию информационных технологий, мы не
претендуем на ее уникальность.
Человечество уже давно пользуется информационными
технологиями. Важнейшими историческими этапами развития информационных
технологий стали письменность и последовавшее за ней книгопечатание. Появление
компьютера и современных средств связи открыло следующую эру в информационных
технологиях. Именно повсеместное распространение компьютеров, как машин,
перерабатывающих информацию, привело к необходимости осознания феномена
информационных технологий.
Вариант классификации информационных технологий
Существующие ныне информационные технологии делят на
традиционные ("бумажные") и новые ("безбумажные").
Традиционными считаются те технологии, где в качестве носителя информации
преобладает бумага и используются неэлектронные средства ее фиксации,
преобразования и передачи. К новым относят информационные технологии, основу
которых составляют компьютеры и/или электронно-оптические средства передачи информации.
Исходя из этого, некоторые авторы новые информационные технологии определяют
просто как использование вычислительной техники и систем связи для создания,
сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной
жизни (6).
Новые информационные технологии, в зависимости от наличия
в них компьютерных систем или роли, которую они там выполняют, можно разделить
на бескомпьютерные, в которых отсутствуют какие-либо компьютерные средства,
компьютеризированные, где компьютеры имеют не основное значение, и
компьютерные, особое и центральное место в организации которых занимает
компьютер.
Дифференциацию компьютерных информационных технологий, в
свою очередь, можно провести по широте охвата ими областей применения и по
степени их интегрированности.
Компьютерные технологии, которые явно не направлены на
определенную предметную область будем называть технологиями общего назначения,
а технологии, ориентированные на определенную сферу применения и учитывающие ее
специфику - специализированными. Специализированные технологии, направленные на
предметную область в общем, считаются предметно-ориентированными, если же лишь
на решение какого-либо класса задач из этой предметной области, то -
проблемно-ориентированными. Впрочем, такое различение применимо к информационным
технологиям вообще, а не только к компьютерным.
По степени интегрированности компьютерные технологии могут
различаться как отдельные, с доминирующей технологией и интегрированные. Под
отдельной будем подразумевать информационную технологию, которая обеспечивает
какой-либо один вид информационной деятельности. Информационные технологии с
доминирующей технологией по сути являются разновидностью интегрированных
технологий. Их отличие в том, что в первом случае среди совокупности технологий
явно преобладает одна из них при вспомогательной роли остальных, а во втором -
все технологии имеют примерно одинаковое значение, взаимно дополняя и усиливая
друг друга в выполнении общих задач.
Следует заметить, что деление по признаку
интегрированности больше удобно для анализа компьютерных информационных
технологий, чем наблюдается на практике, где технологии часто тесно переплетены
друг с другом, инкорпорируя другие или надстраиваясь над ними. Иногда трудно сказать,
где кончается одна технология как самостоятельная и начинается другая,
представляет ли некоторая технология отдельную технологию или это только
специальное применение другой.
|