О "научности" технологий
"Научность" технологии определяется долей
научных знаний во всей совокупности знаний, которые используются в технологии.
Одной из специфических черт современных технологий является увеличение их
наукоемкости, т.е. высокий уровень научности соответствующих им технологических
знаний. Современная технология не только соединяется с наукой, а и сама
становится наукой. Происходит не только онаучивание технологии, но и технологизация
науки, научно-познавательной деятельности. Это относится не только к
естественным и техническим наукам, но и к гуманитарным, в их числе и к
исторической науке. Согласившись с современным пониманием технологии, следует
конкретизировать его по отношению к понятию историко-познавательной
деятельности.
Историческое исследование и технология
Отечественные философы (7) выделяют в познании
как системе шесть компонентов: субъект деятельности, объект деятельности,
мотивировка деятельности, технология деятельности, условия и результат.
Применительно к историко-исследовательской деятельности как
научно-познавательной, перечисленные компоненты интерпретируются следующим
образом: субъект - историк или группа историков, объект - исследуемый фрагмент
исторической реальности, мотивировка - удовлетворение социальных потребностей,
в частности научно-познавательных, технология - совокупность знаний о том, что
и как нужно сделать, чтобы решить поставленную историко-исследовательскую
задачу, и набор используемых для этого средств, условия - контекст, в котором
изучается объект, действует познающий субъект и применяется избранная
технология и, наконец, результат - новое историческое знание об объекте. Будучи
компонентом в системе исторического познания, технология, в свою очередь, тоже
является системой знаний и средств по оперированию имеющейся информацией и
приобретению новых знаний.
Проблеме технологии в историческом исследовании
отечественная историческая наука уделяла и пока еще уделяет недостаточно
внимания. Но несмотря на это, имеется яркая в этом плане монография И.Д.
Ковальченко (8),
в которой предпринята попытка осмыслить историческое исследование с
технологических позиций. Данное в этой работе определение научного метода, как
совокупности путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и
инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с
целью решения поставленной исследовательской задачи, по существу совпадает с
понятием технологии научно-познавательной деятельности. К сожалению, в ней
технология рассматривается лишь как знания о получении исторических знаний, без
соответствующих средств. И если при традиционных
("карандашно-бумажных") средствах, с помощью которых осуществляется
историческое познание, такое положение терпимо, то грамотное внедрение в эту
сферу компьютерной техники и современных средств информационной коммуникации
невозможно без осознания исторического исследования в технологическом плане.
Прежде всего следует отметить, что, в соответствии с
изложенными выше понятиями технология исторических исследований относится к
классу информационных технологий, т.к. и на "входе" и на
"выходе" эта технология имеет информацию.
Как известно, научное познание - наиболее сложный вид
информационной деятельности человека, закономерности и механизмы которой еще не
изучены до такой степени, чтобы ее можно было расписать в виде логической
последовательности четко очерченных операций. Не является исключением и
историко-познавательная деятельность. Соответствующая этому виду деятельности современная
технология представляет собой сложное переплетение различных информационных
технологий, в числе которых и компьютерные.
Технология исторического исследования как
совокупность макропроцедур по переработке информации
Основываясь на наиболее философски и научно обоснованном к
настоящему времени представлении о структуре исторического исследования, изложенном
И.Д. Ковальченко , с позиций переработки информации технологию исторического
исследования можно выразить в виде следующей совокупности макропроцедур:
Выбор объекта исследования, исходной информацией для
которой являются сведения об общественных потребностях современности и о состоянии
научной изученности исторической реальности, а выходная информация заключается
в определении содержания избранного объекта познания;
Определение научной проблемы, которая на основании
историографических знаний об объекте исследования устанавливает неизвестное в
нем в форме совокупности вопросов, составляющих далее основу для постановки
конкретных исследовательских задач.
Постановка исследовательской задачи, использующая в
качестве входной информации какой-либо из сформулированных ранее вопросов,
результаты формирования источниковой базы и попыток решить задачу в предшествующей
постановке и определяющая на основании этого конкретные аспекты и цели изучения
рассматриваемого вопроса.
Формирование источнико-информационной основы, которая
исходя из постановки задачи, доступного источникового пространства и руководствуясь
существующими источниковедческими знаниями, выдает перечень критически
охарактеризованных источников, содержащих качественно и количественно
представительную информацию, необходимую для решения задачи.
Формирование системы методов исследования, исходная
информация которой состоит из описания существующих общенаучных и общеисторических
методов, сведений об объекте познания, о научной проблеме в целом и о
постановке рассматриваемой исследовательской задачи в частности, списка
источников с характеристиками, а результатом является информация, представляющая
собой конкретные методы исследования избранного объекта, соответствующие
поставленной задаче.
Решение поставленной исследовательской задачи, которое
может происходить на эмпирическом и/или теоретическом уровнях; при этом в
первом случае в исходную информацию входят постановка эмпирической задачи,
характеристики источников и сведения из них, внеисточниковые знания об
исследуемом объекте, описание применяемых методов, позволяя получить
реконструкцию части исторической реальности в виде определенным образом
представленной системы научно-исторических фактов, а во втором - исходную
информацию составляют постановка задачи теоретического исследования, полученная
на эмпирическом уровне система
научно-исторических фактов, описание методов теоретического
исследования, необходимые внеисточниковые знания, что дает возможность получить
на выходе объяснение фактов и построение некоторой теории.
Место технологии исторического исследования
в классификации информационных технологий
В свете приведенной выше классификации информационных
технологий современная (новая) технология исторического исследования, т.е. использующая
компьютерные средства, может рассматриваться как специализированная
информационная технология. И так как компьютер в этой технологии играет
обеспечивающую роль, то ее правильно относить к классу компьютеризированных,
где компьютерные технологии являются лишь компонентами технологической системы.
Технология исторического исследования, не направленная на определенную
проблемную область, будет считаться предметно-ориентированной, в противном
случае - проблемно-ориентированной. Примером проблемно-ориентированной
технологии исторического исследования может служить технология
просопографических исследований.
Классы информационных технологий
компьютерной поддержки исторических исследований
Так как исходным материалом и результатом исторического
исследования является информация, то его можно рассматривать как информационную
систему, функционирование которой направлено на решение историко-исследовательской
задачи. Как и в любой информационной системе, в историческом исследовании все
информационные процессы сводятся к хранению, переработке и передаче информации.
Относительно перечисленных процессов для поддерживающих историческое
исследование компьютерных информационных технологий естественно определить
следующие классы:
– технологии информационной поддержки;
– аналитико-синтезирующие технологии;
– коммуникационные технологии;
– технологии интегрированной поддержки.
Конечная цель технологий информационной поддержки -
обеспечение исследователя требуемой для решения задачи информацией. Основная направленность
этих технологий - фиксация информации в компьютерной среде и извлечение из нее
подмножества хранимых данных,
удовлетворяющих некоторым условиям. Они применяются в тех
случаях, когда пользователя интересует сама извлекаемая информация. В число их
основных процедур входят ввод информации, представление ее в памяти компьютера,
редактирование, отбор по заданному критерию и вывод в соответствующей форме.
Технологии второго класса - это технологии, основное
назначение которых переработка зафиксированной в памяти компьютера информации.
Они применяются там, где пользователю интересен результат
аналитико-синтезирующей обработки информации, а не информация в исходном виде.
Примерами таких технологий могут служить технологии статистической обработки,
моделирования, распознавания образов и т.п. Роль коммуникационных технологий
состоит в обеспечении информационного взаимодействия, т.е. в передаче
информации между пользователем и компьютером, между программами в компьютере и
между компьютерами. Это технологии ввода информации в компьютер и отображения
ее на устройствах вывода, технологии взаимодействия программ и пакетов
программ, технологии, базирующиеся на компьютерных сетях передачи данных.
Если компьютерная технология обеспечивает более чем один
информационный процесс, то она относится к классу технологий интегрированной
поддержки.
|