Воскресенье, 28.04.2024, 04:15

Материалы по исторической информатике и методологии истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [26]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Перевертень В.А. Историческое исследование в свете понятия и класси-фикации информационных технологий / Перевертень В.А., к.т.н. - Ч. 2

О "научности" технологий

 

"Научность" технологии определяется долей научных знаний во всей совокупности знаний, которые используются в технологии. Одной из специфических черт современных технологий является увеличение их наукоемкости, т.е. высокий уровень научности соответствующих им технологических знаний. Современная технология не только соединяется с наукой, а и сама становится наукой. Происходит не только онаучивание технологии, но и технологизация науки, научно-познавательной деятельности. Это относится не только к естественным и техническим наукам, но и к гуманитарным, в их числе и к исторической науке. Согласившись с современным пониманием технологии, следует конкретизировать его по отношению к понятию историко-познавательной деятельности.

 

Историческое исследование и технология

 

Отечественные философы (7) выделяют в познании как системе шесть компонентов: субъект деятельности, объект деятельности, мотивировка деятельности, технология деятельности, условия и результат. Применительно к историко-исследовательской деятельности как научно-познавательной, перечисленные компоненты интерпретируются следующим образом: субъект - историк или группа историков, объект - исследуемый фрагмент исторической реальности, мотивировка - удовлетворение социальных потребностей, в частности научно-познавательных, технология - совокупность знаний о том, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную историко-исследовательскую задачу, и набор используемых для этого средств, условия - контекст, в котором изучается объект, действует познающий субъект и применяется избранная технология и, наконец, результат - новое историческое знание об объекте. Будучи компонентом в системе исторического познания, технология, в свою очередь, тоже является системой знаний и средств по оперированию имеющейся информацией и приобретению новых знаний.

Проблеме технологии в историческом исследовании отечественная историческая наука уделяла и пока еще уделяет недостаточно внимания. Но несмотря на это, имеется яркая в этом плане монография И.Д. Ковальченко (8), в которой предпринята попытка осмыслить историческое исследование с технологических позиций. Данное в этой работе определение научного метода, как совокупности путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи, по существу совпадает с понятием технологии научно-познавательной деятельности. К сожалению, в ней технология рассматривается лишь как знания о получении исторических знаний, без соответствующих средств. И если при традиционных ("карандашно-бумажных") средствах, с помощью которых осуществляется историческое познание, такое положение терпимо, то грамотное внедрение в эту сферу компьютерной техники и современных средств информационной коммуникации невозможно без осознания исторического исследования в технологическом плане.

Прежде всего следует отметить, что, в соответствии с изложенными выше понятиями технология исторических исследований относится к классу информационных технологий, т.к. и на "входе" и на "выходе" эта технология имеет информацию.

Как известно, научное познание - наиболее сложный вид информационной деятельности человека, закономерности и механизмы которой еще не изучены до такой степени, чтобы ее можно было расписать в виде логической последовательности четко очерченных операций. Не является исключением и историко-познавательная деятельность. Соответствующая этому виду деятельности современная технология представляет собой сложное переплетение различных информационных технологий, в числе которых и компьютерные.

 

Технология исторического исследования как совокупность макропроцедур по переработке информации

 

Основываясь на наиболее философски и научно обоснованном к настоящему времени представлении о структуре исторического исследования, изложенном И.Д. Ковальченко , с позиций переработки информации технологию исторического исследования можно выразить в виде следующей совокупности макропроцедур:

125

 

 


Выбор объекта исследования, исходной информацией для которой являются сведения об общественных потребностях современности и о состоянии научной изученности исторической реальности, а выходная информация заключается в определении содержания избранного объекта познания;

Определение научной проблемы, которая на основании историографических знаний об объекте исследования устанавливает неизвестное в нем в форме совокупности вопросов, составляющих далее основу для постановки конкретных исследовательских задач.

Постановка исследовательской задачи, использующая в качестве входной информации какой-либо из сформулированных ранее вопросов, результаты формирования источниковой базы и попыток решить задачу в предшествующей постановке и определяющая на основании этого конкретные аспекты и цели изучения рассматриваемого вопроса.

Формирование источнико-информационной основы, которая исходя из постановки задачи, доступного источникового пространства и руководствуясь существующими источниковедческими знаниями, выдает перечень критически охарактеризованных источников, содержащих качественно и количественно представительную информацию, необходимую для решения задачи.

Формирование системы методов исследования, исходная информация которой состоит из описания существующих общенаучных и общеисторических методов, сведений об объекте познания, о научной проблеме в целом и о постановке рассматриваемой исследовательской задачи в частности, списка источников с характеристиками, а результатом является информация, представляющая собой конкретные методы исследования избранного объекта, соответствующие поставленной задаче.

Решение поставленной исследовательской задачи, которое может происходить на эмпирическом и/или теоретическом уровнях; при этом в первом случае в исходную информацию входят постановка эмпирической задачи, характеристики источников и сведения из них, внеисточниковые знания об исследуемом объекте, описание применяемых методов, позволяя получить реконструкцию части исторической реальности в виде определенным образом представленной системы научно-исторических фактов, а во втором - исходную информацию составляют постановка задачи теоретического исследования, полученная на эмпирическом уровне система

126

 

 


научно-исторических фактов, описание методов теоретического исследования, необходимые внеисточниковые знания, что дает возможность получить на выходе объяснение фактов и построение некоторой теории.

 

Место технологии исторического исследования в классификации информационных технологий

 

В свете приведенной выше классификации информационных технологий современная (новая) технология исторического исследования, т.е. использующая компьютерные средства, может рассматриваться как специализированная информационная технология. И так как компьютер в этой технологии играет обеспечивающую роль, то ее правильно относить к классу компьютеризированных, где компьютерные технологии являются лишь компонентами технологической системы. Технология исторического исследования, не направленная на определенную проблемную область, будет считаться предметно-ориентированной, в противном случае - проблемно-ориентированной. Примером проблемно-ориентированной технологии исторического исследования может служить технология просопографических исследований.

 

Классы информационных технологий компьютерной поддержки исторических исследований

 

Так как исходным материалом и результатом исторического исследования является информация, то его можно рассматривать как информационную систему, функционирование которой направлено на решение историко-исследовательской задачи. Как и в любой информационной системе, в историческом исследовании все информационные процессы сводятся к хранению, переработке и передаче информации. Относительно перечисленных процессов для поддерживающих историческое исследование компьютерных информационных технологий естественно определить следующие классы:

– технологии информационной поддержки;

– аналитико-синтезирующие технологии;

– коммуникационные технологии;

– технологии интегрированной поддержки.

 

Конечная цель технологий информационной поддержки - обеспечение исследователя требуемой для решения задачи информацией. Основная направленность этих технологий - фиксация информации в компьютерной среде и извлечение из нее подмножества хранимых данных,

127

 

 


удовлетворяющих некоторым условиям. Они применяются в тех случаях, когда пользователя интересует сама извлекаемая информация. В число их основных процедур входят ввод информации, представление ее в памяти компьютера, редактирование, отбор по заданному критерию и вывод в соответствующей форме.

Технологии второго класса - это технологии, основное назначение которых переработка зафиксированной в памяти компьютера информации. Они применяются там, где пользователю интересен результат аналитико-синтезирующей обработки информации, а не информация в исходном виде. Примерами таких технологий могут служить технологии статистической обработки, моделирования, распознавания образов и т.п. Роль коммуникационных технологий состоит в обеспечении информационного взаимодействия, т.е. в передаче информации между пользователем и компьютером, между программами в компьютере и между компьютерами. Это технологии ввода информации в компьютер и отображения ее на устройствах вывода, технологии взаимодействия программ и пакетов программ, технологии, базирующиеся на компьютерных сетях передачи данных.

Если компьютерная технология обеспечивает более чем один информационный процесс, то она относится к классу технологий интегрированной поддержки.


(1) Филосовский словарь. под ред. И.Т.Фролова. 6-е изд. М., 1991.

(2) Урсул А.Д. Информатизация: системно-деятельностный подход // НТИ. Серия 2, № 11, 1989.

(3) Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1982.

(4) Першинов В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М.,1991.

(5) Черешкин Д.С., Цаленко М.Ш. Информационная среда фундаментальной науки и новые информационные технологии // системные исследования. М., 1989.

(6) Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. М., 1990.

(7) Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки. М., 1975.

(8) Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.



Ресурс: // Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер", №  24, июнь 1999.  М., 1999. С. 120-128.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Mainformer (03.11.2010)
Просмотров: 1401 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]