Воскресенье, 12.05.2024, 18:32

Материалы по исторической информатике и методологии истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [26]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Рагунштейн Ольга Викторовна. Американская модель исторической информатики: основные этапы становления и развития (50-90-е гг. XX в.) - Ч. 1
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Становление исторической информатики как новой исторической дисциплины в США (50 - 70-е гг. XX в.)

1. Предпосылки появления исторической информатики (50-е гг. XX в.)...25

2. Зарождение исторической информатики в рамках количественной истории (60 - 70-е гг. XX в.) 33

3. Особенности внедрения информационных технологий в американскую историческую науку 63

Глава II. Развитие исторической информатики в США в 80 — 90-е гг. XX в.

1. Появление самостоятельной исторической дисциплины «History and Computing» 87

2. Применение компьютеров и Интернета в американских исторических исследованиях и образовательной практике 113

Заключение 146

Примечания 152

Список использованных источников и литературы 202 

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. К началу XXI в. со всей очевидностью стало ясно, что развитие научно-технической сферы создаёт основу экономического роста, становится важнейшим фактором конкурентоспособности государства и обеспечения его национальной безопасности. Доступность научной информации, права собственности на неё, возможность приобщения по электронным сетям к наиболее совершенным системам подготовки научных кадров, получения информации о новых товарах, услугах и технологиях стали в постиндустриальном обществе не менее значимыми условиями развития государства, чем, например, доступ к топливно-энергетическим и сырьевым ресурсам. (1)

В связи с этим для России представляет огромный интерес изучение опыта США по информатизации всех сфер жизни общества, особенно научно-образовательного компонента, являющегося ключевым для любого государства. (2)

Важно отметить один из существенных факторов ускорения научно-технического прогресса в третьем тысячелетии — это интеграция наук. Необходимость решения комплексных проблем потребовала и новых форм взаимодействия различных специалистов, участвующих в их решении, новых типов организации научно-исследовательской деятельности. Происходит взаимопроникновение норм, методов, стилей мышления и принципов различных наук, зарождение и прогресс целого ряда комплексных дисциплин.

Возникновение и развитие нового научного направления -исторической информатики - в США явилось неотъемлемой частью процессов, происходивших в науке и обществе в последние десятилетия прошедшего столетия.

Процесс информатизации, затронувший практически все области знаний, вовлёк на рубеже 80 - 90-х гг. XX века и историческую науку. Компьютеры стали не только доступнее для историков. Технические характеристики и программное обеспечение персональных компьютеров (ПК) непрерывно совершенствовались. Данные обстоятельства превратили ПК в эффективный инструмент исторического исследования, создали реальные возможности для применения новейших информационных технологий в работе историка.

Стало очевидным, что ПК не только незаменимое средство для редактирования и печатания собственных работ историков, но и удобный инструмент для реализации разнообразных источниковедческих методик. Появление сканеров - считывающих устройств, создающих возможности для оптического ввода в память компьютера текста или изобразительного материала, дало новый импульс исследованиям по истории культуры, искусства, в музейном и архивном деле. Этому способствовало и появление оптических дисков с их значительным объёмом памяти. (3)

Благодаря наличию больших финансовых средств, в США была осуществлена разработка специализированного программного обеспечения, учитывающего особенности исторических источников, что привело к активизации деятельности целого ряда научных центров по созданию больших баз данных, содержащих сведения из массовых исторических источников. Этот процесс особенно затронул просопографические исследования, целью которых является построение и анализ коллективных биографий специфических групп людей. Создание многочисленных баз данных потребовало их стандартизации и концентрации. В настоящее время в США функционируют крупнейшие банки данных или архивы машиночитаемых документов в области историко-социальных и политических исследований. (4)

С развитием новых мультимедиа технологий значительно возросла активность историков, использующих компьютеры в учебном процессе на всех уровнях. В информационном пространстве доступно огромное количество материалов, поэтому важно ознакомить студентов с большим разнообразием возможностей поиска и анализа необходимых данных.

Всемирная Сеть Интернет содержит огромное количество взаимосвязанных ресурсов, которые находятся в постоянном расширении и углублении, что благоприятно сказывается на обучении с применением новых информационных технологий.

В связи с интеграционными процессами, происходящими в мире, для отечественных историков представляет несомненный интерес изучение американского опыта информатизации исторической науки, что позволит выявить накопленные в этой сфере знания и технологии с перспективой их практического использования.

Хронологические рамки работы охватывают 50 - 90-е гг. XX в., в течение которых происходило зарождение, становление и развитие в США нового научного направления - исторической информатики.

Внутри рассматриваемого временного промежутка выделено два основных этапа: 1950 — 1970-е гг. и 1980 - 1990-е гг. Такое деление связано с рядом обстоятельств: влиянием достижений научно-технического прогресса на историческую науку, внутриполитическими процессами в США и противоборством внутри исторического сообщества.

Первый этап характеризуется зарождением исторической информатики в США в недрах количественной истории. В 50-е гг. XX в. появление основ новой исторической дисциплины было связано с преодолением затяжного кризиса в исторической науке. Новейшие методы были призваны оживить исследовательский процесс. В связи с этим огромную популярность приобрёл междисциплинарный подход. Сразу же возникла проблемная разветвленность клиометрических изысканий первоначально по трём направлениям: «новая экономическая», «новая социальная» и «новая политическая» истории. Этот этап связан также с применением перфокарт и счётно-перфорационных машин (50-е гг. XX в.), а также с овладением историками азами компьютерной грамотности и созданием архивов исторической информации в машиночитаемом виде (60-е гг. XX в.). Расцвет количественной истории и создание основного программного обеспечения

для сопровождения баз данных и статистического анализа исторических источников приходится на 70-е гг. XX в.

Второй из рассматриваемых этапов характеризуется появлением самостоятельной исторической дисциплины - «исторический компьютинг»; образованием в 1986 г. международной ассоциации «History and Computing» с её национальными филиалами, в т. ч. в 1992 г. соответствующее подразделение было сформировано в США; широким внедрением персональных компьютеров в научный и образовательный процессы. Микрокомпьютерная революция открыла возможности для использования историками новых информационных технологий, не связанных с вычислениями и обработкой статистических данных. В начале 90-х гг. XX в. открылись новые перспективы для развития исторической науки в связи с созданием глобальной сети Интернет, а также с дальнейшим совершенствованием мультимедийных технологий.

Предметом исследования являются этапы становления и развития американской модели исторической информатики.

Под исторической информатикой в предлагаемой работе понимается научная дисциплина, изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и образования; в основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов.

Целью данной работы является анализ становления и развития исторической информатики в контексте истории США на протяжении рассматриваемого периода.

Задачи диссертационного исследования определяются поставленными целями:

- выявить предпосылки возникновения исторической информатики в США;

- исследовать зарождение нового направления в рамках количественной истории;

- раскрыть особенности внедрения информационных технологий в американскую историческую науку;

- охарактеризовать новую историческую дисциплину «History and Computing»;

- рассмотреть американский опыт применения персональных компьютеров и Интернета в исторических исследованиях и образовательной практике;

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма и объективности. Использован проблемно-хронологический подход при рассмотрении динамики происходивших событий. Исследование осуществлено на стыке нескольких научных дисциплин, таких как история, социология, политология, источниковедение, информатика.

Источниковой базой работы являются официальные документы, различные электронные материалы, размещённые в сети Интернет, а также мультимедийные CD-ROMbi по истории, созданные в США.

Основным источником при написании работы стали два Устава: международной ассоциации «History and Computing» (5) и её американского филиала (6). Эти документы позволили раскрыть внутреннюю структуру данной организации, механизмы её функционирования и специфику.

Важным источником послужила серия законодательных актов, принятых в разные годы Конгрессом США и имеющих отношение к внедрению информационных технологий в различные сферы жизни общества: образование, науку, политику, систему безопасности и т. д. (7) Данные документы выпускались правительственной печатной службой вместе с дебатами накануне принятия того или иного законопроекта, что позволило определить позиции выступавших и более основательно разобраться в предмете обсуждения.

Обширный фактический материал удалось почерпнуть из докладов, которые регулярно, раз в два года, президент США представляет Конгрессу. Доклад готовит Национальный научный фонд, и в каждом его выпуске помимо постоянно присутствующих глав о состоянии науки (финансирование, кадры и т. д.) публикуется какой-либо специальный раздел, посвященный одной из актуальных — на момент подготовки выступления - проблем науки и общества. В 1998 г. такой проблемой стало влияние информационных технологий на экономические и социальные аспекты жизни американского общества. (8) В 2000 г. был представлен доклад «Индикаторы науки и техники», посвященный оценке роли наукоёмких отраслей в хозяйстве страны и их конкурентоспособности на мировой арене. (9) В апреле того же года Организацией Объединённых Наций был представлен отчёт об уровне информатизации различных стран мира и возможных путях преодоления цифрового разрыва. (10)

Представляет интерес также доклад Национальной администрации телекоммуникаций и информации США, регулярно проводящей обследования степени компьютеризации американского общества и использования населением персональных компьютеров (ПК) и сети Интернет. В докладе за 1999 г. даётся оценка степени компьютеризации населения в целом, а также вовлечённости в этот процесс различных демографических групп. Впервые приводится статистика использования скоростного доступа в Интернет и данные об использовании ПК и электронной сети людьми с физическими недостатками. (11)

Подробный анализ истории возникновения и инфраструктуры Интернета, осуществлённый исследовательской службой Конгресса, изложен на сайте Госдепартамента США (12).

Дополняют общую картину «Стратегия национальной безопасности США», инаугурационные речи президентов на протяжении рассматриваемого промежутка времени (13). Данные материалы позволяют

проследить эволюцию взглядов на научно-технический прогресс на уровне руководящих структур.

Из российских официальных источников была привлечена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ», прежде всего, для того, чтобы попытаться сравнить отечественные и американские приоритеты в сфере информатизации науки и образования (14).

К отдельной группе источников относятся различные материалы об информатизации учебной и научной исторической работы в США, расположенные во Всемирной Сети Интернет. Большой интерес для раскрытия темы диссертации представляют специальные руководства по критическому осмыслению электронных материалов (15), научно-исследовательские порталы, содержащие большие массивы переведённых в машиночитаемую форму источников (16), тематические планы уроков, а также подборки данных, которые могут быть использованы на лекциях и семинарах для совершенствования образовательного процесса (17). Эти материалы позволили проследить процесс проникновения информационных технологий в исследовательскую и образовательную практику американских историков, а также выявить трудности, сопровождавшие этот процесс.

Ещё одной группой источников, использованных при написании диссертации, являются мультимедийные CD-ROMbi по истории: «MultiEducator s American History 2 CD-ROM», «The History of California CD-ROM», «The Western civilization CD-ROM», «The World History CD-ROM» (18). Кроме обучающих дисков, использованы CD-ROMbi, которые содержат обширную информацию по проблемам прав человека, международную иммигрантскую и тендерную статистику и многое другое (19).

Таким образом, широкая и разнообразная источниковая база позволяет достаточно полно рассмотреть вопросы, поставленные в диссертации.

Степень научной разработки проблемы. В отечественной

исторической литературе проблема становления исторической информатики

в США в 50 — 90-е гг. XX в. пока не получила детальной разработки. Тем не менее, отечественными специалистами относительно подробно было изучено применение количественных методов в американских исторических исследованиях. (20)

Конкретные исследования в области квантитативной истории разворачивались в рамках «новой экономической», «новой социальной», «новой политической» и т. д. историй.
Категория: Мои статьи | Добавил: Mainformer (03.11.2010)
Просмотров: 1488 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Левчик Д.А.  
0
Уважаемые господа! Очень приятно, что продолжаются исследования в области историографии клиометрии. К сожалению, сейчас мало слежу за этим направлением исторической науки. Удачи Вам!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]