Необычайно высокая концентрация специалистов по применению
новых методов и информационных технологий в исторических исследованиях
наблюдалась в конце августа 1996 г. в Москве, на Воробьевых горах. Очередная,
XI ежегодная конференция Международной ассоциации "History and
Computing" (AHC) впервые проходила в Восточной Европе; десять предшествующих
состоялись в Англии, Германии, Франции, Италии, Дании, Австрии, Голландии,
Канаде. На этот раз организаторами крупного международного форума, привлекшего
150 специалистов по исторической информатике из 22-х стран Европы, Америки,
Азии, явились ассоциация стран СНГ "История и компьютер" (АИК - ветвь
Международной ассоциации АНС) и Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова
(МГУ). Выбор места и времени проведения XI Международной АНС-конференции не был
случайным. После четырех лет своего существования АИК показала на деле, что в
странах СНГ достигнут достаточно высокий уровень исторической информатики, АИК
стала третьей по численности "ветвью" АНС и первой по объему
ежегодных публикаций. В России и других странах СНГ сформировалось более
десятка научных центров, активно применяющих методы и технологии исторической
информатики в исторических исследованиях и образовании студентов-историков.
Московская встреча дала материал для анализа тенденций
развития исторической информатики в последнем пятилетии XX века. Однако вначале
обратимся к истории становления этого нового научного направления, определим
его предмет и метод.
Процесс информатизации, затронувший практически все
области знания, вовлек на рубеже 80-90-х годов и историческую науку. Компьютеры
стали не только доступнее для историков; технические характеристики персональных
компьютеров (ПК) и их программное обеспечение непрерывно совершенствуются, что
превращает ПК во все более привлекательный и эффективный инструмент
исторического исследования, создает реальные возможности для применения
новейших информационных технологий в работе историка. Стало очевидным, что ПК
не только незаменимое средство для редактирования и печатания собственных работ
историков, но и удобный инструмент для реализации тонких источниковедческих
методик. Появление доступных по цене сканеров - считывающих устройств,
создающих возможности для оптического ввода в память компьютера текста или
изобразительного материала, дало новый импульс исследованиям по истории
культуры, искусства, в музееведении и архивном деле. Этому способствовало и
появление оптических дисков с их огромной - счет идет на гигабайты - памятью.
Изменились даже условия труда историков в архивах:
портативный ПК (ноутбук) позволяет делать все необходимые записи из архивных
фондов в виде "мягкой копии", хранящейся в памяти компьютера, а
также, если это необходимо, заносить "по ходу" эти записи в
персональную базу данных.
Совершенствование программного обеспечения
"стандартных" систем управления базами данных, типа dBASE и других, и
особенно разработка специализированного программного обеспечения, учитывающего
особенности исторических источников - мы имеем в виду прежде всего систему
KLEIO, разработанную д-ром М. Таллером из Геттингена, привели к заметной
активизации деятельности целого ряда научных центров по созданию больших баз
данных, содержащих сведения из массовых исторических источников. Этот процесс
особенно затронул просопографические исследования, целью которых является
построение и анализ коллективных биографий специфических групп людей. В конце
80-х годов историками были разработаны базы данных, включавшие биографические
сведения о сотнях тысяч (!) персоналий. Создание многочисленных баз данных
потребовало их стандартизации и концентрации. Сегодня в различных странах
функционируют более 20 крупных банков данных или архивов машиночитаемых данных
в области историко-социальных исследований, которые имеют определенный проблемный
профиль, организационную структуру и занимаются расширением коллекций баз
данных, их распределением, публикацией каталогов.
Новые возможности в последние годы появились и в
традиционной сфере применения компьютерных технологий в исторической науке -
математико-статистической обработке данных источников. Пакеты статистических
программ стали более доступными, "дружественными" для историка,
обогатились новыми методами многомерного анализа и средствами визуализации -
представления в наглядной форме, в виде диаграмм, графиков и т.д. - исходных
данных и результатов.
В последние годы, в связи с развитием новых мультимедиа
технологий, значительно возросла активность историков разных стран,
использующих персональные компьютеры в учебном процессе на всех уровнях .
Компьютер все чаще рассматривается как помощник преподавателя, пытающегося активизировать
и индивидуализировать процесс обучения, повысить эффективность контроля знаний.
Быстрому распространению отмеченных тенденций процесса
информатизации исторических исследований способствует и "электронная
почта", которая связывает значительную часть историков, работающих с
компьютером. Возможности электронных коммуникаций в сфере науки и образования
резко возросли в последние годы, когда историки получили доступ к глобальной
сети Интернет с ее огромными информационными ресурсами.
Этот процесс привел к созданию в 1986 г. AHC, которая
координирует деятельность историков разных стран, применяющих в своей
исследовательской практике и учебном процессе компьютерные методы и технологии.
С 1992 г. в состав AHC входит АИК, объединяющая специалистов по исторической
информатике стран СНГ.
Термин "историческая информатика", впервые
прозвучавший на русском языке в начале 1990-х годов , в других языках появился
несколькими годами раньше, в связи с возникновением национальных и региональных
"ветвей" AHC - их число сейчас превышает 20. В большинстве случаев термину
"компьютинг" не нашлось адекватного аналога в других языках; более
естественным оказалось дать названия этим ассоциациям, исходя из сочетания слов
"история" и "информатика" ("l'Histoire et
l'Informatique" во Франции, "Historia e Informatica" в Испании,
"Geschiedenis en Informatica" в Голландии, "Geschichte und
Informatik/Histoire et Informatique" в Швейцарии и т.д.)
Что касается самого слова "информатика", то оно
появилось в начале 1960-х годов во французском языке для обозначения области
автоматизированной переработки информации. Этот термин является гибридом двух
слов - "information" (информация) и "automatique"
(автоматика). В 70-е годы в англоязычной литературе наука о переработке
информации на основе вычислительной техники утвердилась под названием
"Computer Science". В нашей стране эта область рассматривалась как
часть кибернетики, однако к началу 80-х годов термин "кибернетика"
стал постепенно уходить из обихода, и в первой половине 80-х годов в результате
активной дискуссии, в которой приняли участие ведущие советские ученые, включая
президента и вице-президентов АН СССР, термином "информатика" стала
обозначаться крупная научная область, "изучающая методы представления,
накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ" . Эта комплексная
научно-техническая дисциплина по темпам роста, широте приложений, мощности
влияния на экономику, науку, культуру далеко превосходит другие научные
направления. В 80-годы были опубликованы статьи крупных специалистов, в которых
обсуждались "контуры" информатики, ее междисциплинарные аспекты.
Характерным процессом 90-х годов стало появление
"отраслевой" информатики в целом ряде научных областей. Происходит
быстрая институционализация этих новых направлений - организуются кафедры и
отделы социальной, экономической, правовой - этот ряд можно продолжить - информатики,
создаются новые специальности, выходят в свет соответствующие учебники.
Происходящие при этом дискуссии представляются весьма необходимыми и даже
неизбежными - дело ведь не только и не столько в терминах, сколько в содержании
новых дисциплин.
Одной из таких новых дисциплин, возникших "на
стыке" информатики и социально-гуманитарных наук, является историческая
информатика.
Основные составляющие, предмет и содержание исторической
информатики определились в результате дискуссий последних лет и нашли отражение
в структуре первого в Восточной Европе учебника по данной дисциплине,
подготовленного в МГУ
Прежде чем перейти к определению предмета и содержания
исторической информатики, обратимся к истории становления того направления исторических
исследований в нашей стране, которое было связано с применением ЭВМ . Отметим,
что в течение двух с половиной десятилетий использование ЭВМ историками было
почти исключительно связано с применением количественных методов в исторических
исследованиях, поэтому история становления исторической информатики тесно
соприкасается с историей отечественной школы квантитативной истории.
I. Эра больших ЭВМ: 60-е
- середина 80-х годов.
Первые публикации советских историков, посвященные
применению ЭВМ в исторических исследованиях, появились в начале 1960-х годов. Пионеры
отечественной квантитативной истории, давшей через четверть века начало новому
направлению, получившему название "историческая информатика",
представляли известные научные центры страны: МГУ (И.Д. Ковальченко ),
Сибирского Отделения АН СССР (В.А. Устинов ), Академию Наук Эстонской ССР и
Тартуский университет (Ю.Ю. Кахк и Х.М. Лиги ). Условия для работы этих ученых
были трудными, получить доступ к ЭВМ было для историков весьма сложно - иногда
для этого надо было преодолеть тысячи километров. Ситуацию тех лет
характеризуют воспоминания академика И.Д. Ковальченко: "Свой первый доклад
по использованию ЭВМ и математических методов я сделал в 1962 г. в
Новосибирске, в лаборатории по применению математических методов в гуманитарных
науках при Институте математики Сибирского отделения АН СССР. Поехал я в
Новосибирск для обработки своих материалов на ЭВМ. До этого приходилось
обходиться ручной счетной машинкой" .
Если первые опыты по применению ЭВМ были связаны с
обработкой локальных историко-статистических данных по социально-экономической
истории страны, с созданием программ поиска и идентификации семей по подворным
описаниям крестьянских хозяйств, то в 70-е годы спектр применений ЭВМ в
исторических исследованиях существенно расширился. Этому способствовало, прежде
всего, становление научного направления, получившего известность как
"Применение количественных методов в исторических исследованиях"
(более позднее название - квантитативная история). В конце 60-х годов при
Отделении истории АН СССР была организована Комиссия по применению
математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях во главе с И.Д.
Ковальченко, которая стала координатором работ данного профиля, ведущихся в
СССР, инициатором организации новых лабораторий, проведения конференций,
публикации серии сборников работ советских историков-клиометристов . В начале
70-х годов по инициативе И.Д. Ковальченко в Институте истории СССР АН СССР была
открыта лаборатория по применению математических методов и ЭВМ в исторических
исследованиях, в конце 70-х такая же группа, позднее ставшая лабораторией,
появилась в структуре кафедры источниковедения на историческом факультете МГУ;
начались работы в этом направлении и на историческом факультете ЛГУ. В 80-е
годы небольшие лаборатории или группы этого профиля были организованы в
Московском историко-архивном институте (ныне - Российский государственный
гуманитарный университет - РГГУ), Азербайджанском, Белорусском и
Днепропетровском университетах, а также в академических институтах Урала и
Киргизии (в институте истории АН ЭССР историко-математическая группа была
создана ранее).
В эти годы было положено начало формированию сообщества
ученых, применяющих математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях.
Процесс стимулировался активизацией контактов специалистов в рассматриваемой
области. С 1979 г. они регулярно собирались на заседаниях всесоюзного семинара
"Количественные методы в исторических исследованиях", организованного
Комиссией и историческим факультетом МГУ, 100-е заседание которого состоялось в
1992 г. Другой "канал" для профессионального общения давали
школы-семинары по новым методам исторических исследований, поддерживаемые МГУ
(Суздаль, 1984 г.; Ростов Великий, 1986 г.; Подмосковье, 1988 г.; Киргизия,
1989 г.;). Эти школы собирали порядка 100 участников, при этом значительную
часть составляла научная молодежь.
Работа над проблемами, возникающими на стыке
"источник - ЭВМ" и составляющими "ядро" исторической
информатики, была все эти годы органичной частью исследований по квантитативной
истории. Особенность развития этих работ в нашей стране определялась, в
частности, тем, что в состав большинства упомянутых лабораторий были приняты
специалисты по прикладной математике и кибернетике - эта инициатива
принадлежала руководству Комиссии. Сегодня в этих лабораториях работают не
менее 10 таких специалистов; большинство из них смогли адаптироваться к
специфике применения математических методов и информационных технологий в исторической
науке. Наличие этой группы специалистов, а также сложившееся взаимопонимание
между ними и историками-квантификаторами (специалистами по квантитативной
истории) обеспечили достаточно высокий уровень использования сложных и
эффективных математико-статистических методов и моделей - даже в условиях
нехватки передовой вычислительной техники в 70-е - 80-е годы .
Что касается вычислительной техники, то до середины 80-х
годов наши историки использовали в основном "большие" ЭВМ серии БЭСМ
(Большая электронно-счетная машина). Главная трудность заключалась в том, что доступные
для историков ЭВМ находились в основном в крупных вычислительных центрах:
Вычислительном центре АН СССР, Научно-исследовательском вычислительном центре
МГУ и других, что исключало возможность работы в режиме "прямого
доступа". Отдав операторам ЭВМ колоду перфокарт с программой и данными,
можно было получить распечатку с результатами (или с указанием на ошибку), как
правило, только на следующий день. Ситуация несколько улучшилась лишь в начале
80-х годов, когда на историческом факультете МГУ была установлена пара дисплеев,
соединенных с большой удаленной ЭВМ
Фактически вся обработка источников проводилась с помощью
программ, созданных в упомянутых выше лабораториях, что потребовало глубокого
понимания методических проблем со стороны историков и содержательных проблем -
со стороны математиков-программистов. Какое программное обеспечение создавалось
историками "в эпоху больших ЭВМ"? Можно выделить несколько типов
таких программ.
Программы, ориентированные на создание и сопровождение
архивов машиночитаемых данных (МЧД). В первой публикации, посвященной проблемам
разработки архивов МЧД по данным массовых исторических источников, обобщался
опыт, накопленный историками МГУ . К началу 80-х годов этот архив МЧД на
магнитных лентах содержал около 50 массивов, в том числе данные первой переписи
населения России 1897 г., данные сельскохозяйственной переписи 1917 г., тысячи
анкет делегатов съездов Советов 1917-1936 гг. Существенную роль при
использовании таких архивов МЧД играли программы, реализующие функции
информационно-поисковых систем
Программы, реализующие историко-демографические методики
"восстановления истории семей" (ВИС). Это направление развивалось
преимущественно эстонским историком Х. Палли, первая публикация которого в 1971
г. содержала описание программы, сопоставляющей сведения о крестьянских семьях
из различных источников (метрических книг, ревизских сказок) в условиях
вариации прозвищ - фамилий у эстонских крестьян в XVII и XVIII вв. не было.
Программы статистического анализа данных исторических
источников. В течение 70-х-80-х годов в лабораториях академических институтов и
исторических факультетов были созданы десятки программ, реализующих большинство
математико-статистических методов. Две причины стимулировали такие разработки:
- специфика структуры данных исторических источников и задач их анализа и
трудности доступа к использованию "продвинутых" статистических
пакетов типа SPSS.
Программные комплексы вырастали из крупных
исследовательских задач -проектов, связанных с обработкой массовых
статистических источников. Так, комплексы статистических программ различной
ориентации были созданы в результате многолетних исследований писцовых книг
XVII в. , материалов крестьянской реформы 1861 г. , массовых источников по
аграрному развитию России конца XIX-начала XX вв. , массовых источников по истории
советского рабочего класса и т.д.
Программное обеспечение для работы со средневековыми
текстами. Здесь речь идет об исследованиях источниковедческого характера, посвященных
атрибуции - определению авторства - средневековых текстов нарративного
(описательного) характера и изучению истории текста памятников древнерусской
письменности, имеющих многовековую традицию и множество рукописных копий
(списков). Разработанные программы позволяли: построить генеалогическое древо
списков, исходя из сопоставления разночтений ; определить особенности
авторского стиля средневековых текстов на основе структуры парных
встречаемостей грамматических классов, и использовать их в задачах атрибуции .
Программное обеспечение задач моделирования исторических
процессов и явлений. Проблемы моделирования вызвали, пожалуй, наиболее острую
дискуссию среди советских историков-клиометристов в 70-е-80-е годы . Ряд
программ, реализующих различные имитационные и "аналитические"
модели, был разработан в 70-80-е годы для моделирования Пелопонесских войн ,
динамики древнейших человеческих общин в условиях палеолита , процесса
расслоения феодально-зависимых крестьян в Византии , динамики социальных
революций , процесса иностранных инвестиций в России начала ХХ в. , социальной
динамики в период нэпа и т.д. Нередко создание программ для моделирования
исторических процессов было связано с использованием сложного математического
аппарата - теории игр , теории дифференциальных уравнений , теории марковских
цепей (раздел теории случайных процессов, созданный в начале ХХ в. российским
математиком, академиком А.А.Марковым).
Середина 80-х была отмечена резким повышением внимания в
стране к проблемам информатизации общества, особенно применительно к системе
образования. Руководством страны был принят ряд постановлений по перестройке
высшего образования, в которой предусматривалось, в частности, развитие
программы компьютеризации в вузах. В соответствии с этой программой в учебные
планы всех факультетов с 1985 г. был введен обязательный курс информатики,
утверждены нормативы, обеспечивающие выделение студентам-гуманитариям не менее
100 часов дисплейного времени за период обучения в вузе. В течение одного года
все преподаватели всех вузов страны обязаны были пройти ускоренный курс компьютеризации.
"Кампания компьютеризации 1985 г." не была
успешной, хотя в ней приняли активное участие сотни вузов страны, и десятки
тысяч преподавателей получили соответствующие удостоверения. Для ее нормальной
реализации потребовалось бы другое материальное и методическое обеспечение.
Почти повсеместно занятия с преподавателями-гуманитариями проводились на
факультетах естественных наук, без учета специфики той или иной области
гуманитарного знания. Одним из редких исключений был МГУ, в котором
гуманитарные факультеты выполняли задачу, используя возможности собственных
лабораторий и специалистов. Так, на историческом факультете МГУ программа
компьютеризации была реализована своими специалистами, имеющими достаточный
опыт применения ЭВМ в исторических исследованиях. Однако эффективность этих
занятий не была высокой - главным образом, в силу отсутствия должного
количества, а также и недостаточного качества вычислительной техники.
Следует ли из сказанного выше, что итоги "кампании
1985 г." являются исключительно негативными? Думается, нет, и вот почему.
Во-первых, в результате ее проведения в ряде университетов возникли весьма
полезные контакты между историками и "математиками" - специалистами
по информатике и кибернетике; в последующие годы это привело к появлению новых
точек на карте распространения новых методов исторических исследований.
Во-вторых, несмотря на неподготовленность ускоренного курса компьютеризации,
часть историков смогла оценить потенциальные возможности применения новых
информационных технологий в работе с историческими источниками. В-третьих, как
"низы", так и "верхи" в системе образования ощутили
настоятельную необходимость приобретения нужного количества вычислительной
техники нового поколения. Без этого дальнейшее развитие работ по применению
новых информационных технологий в исторических исследованиях и учебном процессе
уже не представлялось возможным.
|