II.
"Микрокомпьютерная революция": конец 80-х - начало 90-х гг.
Первые ПК на рабочих столах советских историков появились
в начале 1988 г., лет на пять позднее, чем у коллег из стран Западной Европы и
США. Это были три отечественных IBM-совместимыx микрокомпьютера
"Нейрон" с весьма скромными характеристиками, которые были
приобретены историческим факультетом МГУ и в течение полутора лет являлись
материальной базой для квантитативных исследований и учебного процесса. В 1990
г. эти машины были заменены шестью ПК класса IBM/PC AT; к этому времени машины
такого уровня появились в Институте истории СССР АН СССР, а также у историков
некоторых других институтов и вузов страны. Открывались новые возможности для
развития компьютерных технологий в исторических исследованиях и обучении
историческим дисциплинам.
Реализация этих возможностей наиболее успешно проходила на
историческом факультете МГУ, где в 1992 г. насчитывалось 25, а в 1996 г. -
почти 60 ПК, что позволило установить их на многих кафедрах, существенно
улучшить материальную базу лаборатории исторической информатики и ряда других
лабораторий факультета, открыть компьютерные классы для проведения занятий по
исторической информатике и самостоятельной работы - включая
"навигацию" в Интернете - студентов и сотрудников факультета.
Различные модели курса исторической информатики
развиваются также в РГГУ, в Азербайджанском, Алтайском, Белорусском, Воронежском,
Днепропетровском, Екатеринбургском, Мордовском, Самарском, Санкт-Петербургском
и ряде других университетов стран СНГ.
Появление ПК новых моделей заметно активизировало
разработку программ, предназначенных для контроля знаний и обучения
историческим дисциплинам. Эти работы велись с начала 80-х годов в Ленинграде,
Минске, Москве, Барнауле и других городах и привели к неплохим результатам.
Другой важный аспект "микрокомпьютерной
революции" был связан с возрастанием интереса к созданию баз данных по материалам
исторических источников. Программное обеспечение ПК дало в руки историков
весьма удобный и доступный каждому инструмент для хранения данных источника и
информационного поиска. Исходя из необходимости координации и определенной
унификации деятельности по разработке баз данных, представители исторического
факультета МГУ, Института истории СССР АН СССР и МГИАИ выступили в 1989 г. с
инициативой создания Банка (машиночитаемых) данных по российской истории. Эта
идея получила финансовую поддержку Отделения истории АН СССР (а позже
Российского гуманитарного научного фонда - РГНФ), и с 1990 г. инициативная
группа приступила к практической деятельности. Описания конкретных баз данных
приводятся в выпусках Информационного бюллетеня "История и
компьютер". Этот бюллетень, созданный в 1990 г. и выходящий в свет
ежеквартально, стал основным каналом оперативного обмена информацией в среде
специалистов в области исторической информатики и квантитативной истории.
Появление компьютеров нового поколения стимулировало разработку
историками не только баз данных, но и баз знаний, применение экспертных систем
и других систем искусственного интеллекта. Активизировались работы по
компьютерному анализу текстовых источников и изображений, ведущиеся в ряде
лабораторий страны. Новые компьютерные технологии, основанные на использовании
сканеров, лазерных дисков, мультимедийных технологий существенно расширили
возможности хранения и анализа изобразительных источников. В середине 90-х г.
российские историки получили доступ к информационным ресурсам глобальной сети
Интернет (в эту "сеть сетей" подключились компьютеры исторических
факультетов МГУ, Алтайского госуниверситета и других учреждений).
Однако развитие исторической информатики вплоть до 1992 г.
шло у нас "параллельным курсом", почти не пересекаясь с развитием
этого направления за рубежом. Три конференции и школы-семинара по новым методам
исторических исследований, состоявшихся в 1991 г. в Подмосковье, на Украине и в
Белоруссии, выявили застой в развитии нового исследовательского инструментария
и информационных технологий анализа источников.
Между тем специалисты по исторической информатике ряда
стран Западной Европы уже к середине 80-х годов пришли к выводу о необходимости
институционализации международного научного сообщества, складывающегося в этом
активно развивающемся направлении исследований. Созданная в 1996 г., AHC
является ныне одной из самых представительных профессиональных ассоциаций
историков и самой активной из них. С 1986 г. AHC проводит ежегодные
международные конференции (по сути - конгрессы), в которых участвуют сотни
специалистов из разных стран, публикует объемистые тома трудов этих
конференций, а накануне этих крупных форумов проводит серию небольших
проблемно-ориентированных рабочих семинаров, инициирует совместные
исследовательские проекты и разработку специализированного
"источнико-ориентированного" программного обеспечения, участвует в
организации летних школ по данной проблематике, отрабатывает оптимальную модель
курса исторической информатики и т.д. В ряде университетов Западной Европы на
исторических факультетах введена специализация по профилю "историческая
информатика", дающая возможность получить магистерский или даже докторский
диплом по этой специальности. С 1989 г. AHC выпускает - сначала в Оксфорде, а
затем в Эдинбурге - международный журнал "History and Computing".
Однако в этой активной профессиональной деятельности
специалисты из стран Восточной Европы практически не участвовали. Ситуация
начала изменяться с января 1992 г., когда AHC организовала международный симпозиум
по координации исследовательской деятельности в области исторической
информатики в странах Западной и Восточной Европы, который состоялся в
Зальцбурге, Австрия. Участники симпозиума, прибывшие в Зальцбург из 11
европейских стран, обсудили современное состояние исторической информатики,
наметили основные направления международного сотрудничества в этой динамично
развивающейся области исследований.
Результаты этой международной встречи не замедлили
сказаться. Уже к лету 1992 г. в ряде стран Восточной Европы были созданы
национальные ассоциации AHC. В июне того же года в Ужгороде состоялся международный
семинар "Новые компьютерные технологии в исторических исследованиях и
образовании", который был организован Историческим факультетом МГУ, представленным
лабораторией исторической информатики и Закарпатской ассоциацией молодых
историков при поддержке AHC. Ужгородский семинар собрал специалистов по
исторической информатике из 13 стран. Впервые ученые Восточной и Западной
Европы обменялись опытом своих разработок в области исторической информатики.
Уже в октябре 1992 г. только что учрежденная в Москве АИК
и Исторический факультет МГУ при активной поддержке AHC организовали первую в
Восточной Европе международную осеннюю школу "Историческая информатика:
Европейская модель". Опыт оказался успешным, и в 1996 г. школа состоялась
уже в пятый раз, став заметным событием научной жизни. Занятия школы проводятся
лучшими специалистами из университетов стран Западной Европы (в последние годы
в качестве преподавателей школы привлекаются и специалисты из МГУ, а в качестве
слушателей - студенты и аспиранты из Западной Европы). За эти годы более 200
студентов, аспирантов и молодых ученых из России и ряда стран СНГ получили
сертификаты об успешном окончании московской школы .
Важной составляющей научной жизни сообщества специалистов
по исторической информатике стали ежегодные конференции АИК, проходящие весной
в Подмосковье. В марте 1996 г. состоялась IV конференция АИК; на ней
присутствовали более 80 участников из пяти стран СНГ. Публикации трудов этих
конференций дают представление о тенденциях развития исторической информатики в
России и других странах СНГ .
Разумеется, из сказанного выше не следует, что
историческая информатика в нашей стране развивается без проблем. Назовем
следующие из них.
а) Преподавание дисциплин, связанных с применением новых
методов в исторических исследованиях, ведется в той или иной форме лишь в 10-12
"классических" университетах России, общее число которых - более 30.
Причин тому несколько, и прежде всего - нехватка компьютеров и специалистов
(две взаимосвязанные проблемы). Компьютеры остаются по-прежнему труднодоступными
для гуманитарных факультетов ввиду их относительно высокой стоимости, сравнимой
с полугодовой зарплатой профессора.
б) Отсутствие специализации по данному профилю, как на
уровне дипломных, так и на уровне диссертационных работ, что ограничивает возможности
подготовки специалистов.
в) Отсутствие полноценного журнала, ориентированного на
проблематику квантитативной истории и исторической информатики (подобного, например,
журналу общества QUANTUM, издаваемому в Кельне).
Решение названных проблем позволило бы существенно
повысить уровень исследований по исторической информатике в нашей стране.
Историческая информатика в России - как, вероятно, и в
других странах - сформировалась "в недрах" клиометрики (другое
название квантитативной истории; происходит от "Клио" - муза истории
и "metrio" (лат.) -измеряю; в США употребляется применительно к
"новой" экономической истории). Повышение внимания в последние 5-10
лет к базам данных, компьютерным технологиям анализа исторических источников
породило опасения, неоднократно высказывавшиеся в дискуссиях
историков-клиометристов, в том, что этот процесс приведет к переключению
интеллекта на чисто прагматические цели, а методический арсенал низведет к
стандартным пакетам программ. Предрекались удручающие последствия - резкое
сокращение количества работ, в которых предлагались бы оригинальные решения
исследовательских проблем с помощью новых методик, падение уровня содержательных
результатов квантитативной истории.
Эти соображения слишком серьезны, чтобы не попытаться
разобраться в отношениях, складывающихся между квантитативной историей и исторической
информатикой.
К середине 80-х годов тенденции развития квантитативной
истории сделали очевидными следующие обстоятельства: большинство статистических
методов (включая наиболее сложные) историками-клиометристами освоены, и
дальнейшее расширение их методических средств требует новых подходов; практически
весь арсенал математической статистики реализован в стандартных статистических
пакетах, и при наличии персонального компьютера историк-исследователь в
принципе может обрабатывать свои данные самостоятельно, без
посредника-программиста; повышение требований к уровню аргументации результатов
исторического исследования акцентирует вопрос о корректности использования
данных источника; стремительный рост количества баз данных неизбежно ставит
вопросы их стандартизации, систематизации, распространения, устранения
возможного дублирования; эти вопросы должны решаться в рамках соответствующих
банков данных; существующие стандартные пакеты программ пригодны для хранения,
поиска и анализа далеко не всех исторических источников; есть немало источников,
обладающих спецификой, которая не могла быть учтена создателями стандартных
пакетов; "микрокомпьютерная революция" открыла возможности для
использования историками новых информационных технологий, не связанных с
вычислениями и обработкой статистических данных: оптический ввод текста в
память ПК с помощью сканера, компьютерное картографирование и анализ
изображений, использование систем искусственного интеллекта, глобальных сетей.
Этот перечень можно было бы продолжить, но и в таком виде
он убедительно показывает необходимость определенной перегруппировки сил в
области квантитативной истории, формирования группы специалистов, способных
принять вызов со стороны новых реалий развивающегося исследовательского
процесса. Такая перегруппировка отнюдь не означает, что эти специалисты уходят
из квантитативной истории; в их работе появляется новый акцент, а те
усовершенствованные инструменты, которые они "доводят до кондиции",
как раз и ориентированы прежде всего на потребности историков-клиометристов.
Однако функции исторической информатики как "поставщика" новых
компьютерных методов и технологий не замыкаются исключительно на квантитативной
истории; так, разработка и внедрение новых методик ввода и анализа на
компьютере изобразительных или нарративных источников может быть не связана с
применением количественных методов.
III. Историческая
информатика: структура и содержание
Становление исторической информатики выявило к середине
90-х годов. и другой аспект дискуссий о ее содержании и приоритетах развития -
как в рамках АИК, так и в рамках AHC. Водоразделом в этих дискуссиях является
вопрос о том, как далеко за пределы "компьютерного источниковедения"
простирается область исторической информатики. Компьютерное источниковедение
обычно понимается как совокупность методов и технологий создания машиночитаемых
исторических источников Традиционные вопросы критики источника остаются
прерогативой "классического" источниковедения). С самого начала
компьютерное источниковедение рассматривалось как ядро исторической информатики;
именно проблемы адекватной формализации и репрезентации информации источника,
создания баз данных, учитывающих специфику исторических источников, были в
центре внимания пионеров исторической информатики . В то же время на
конференциях AHC, в ее публикациях всегда присутствовала и другая важная
компонента - аналитическая, связанная с использованием компьютера для анализа
данных машиночитаемого источника, получения содержательно значимых результатов.
Этот водораздел определяется в значительной мере различиями в оценках
возможностей источнико-ориентированного, с одной стороны и
проблемно-ориентированного подходов - с другой. Историческая информатика должна
органично сочетать обе компоненты - источниковедческую и аналитическую. В этом
контексте естественным представляется следующее определение исторической
информатики:
Историческая информатика - это научная дисциплина,
изучающая закономерности процесса информатизации исторической науки и
образования; в основе исторической информатики лежит совокупность теоретических
и прикладных знаний, необходимых для создания и использования в исследовательской
практике электронных версий исторических источников всех видов.
Теоретической основой исторической информатики является
современная концепция информации, включая социальную информацию и теоретическое
источниковедение, а прикладной - информационные ( компьютерные) технологии.
Область интересов исторической информатики включает
разработку общих подходов к применению информационных технологий в исторических
исследованиях, в частности - специализированного программного обеспечения;
создание исторических баз и банков данных (знаний); применение информационных
технологий представления данных и анализа структурированных, текстовых,
изобразительных и других источников; компьютерное моделирование исторических
процессов; использование информационных сетей (Интернета и др.); развитие и
применение средств мультимедиа и других новых направлений информатизации
исторической науки; а также применение информационных технологий в историческом
образовании.
В соответствии со сказанным выше, можно говорить о
прикладной исторической информатике (связанной с использованием стандартных и
разработкой специфичных, источнико-ориентированных информационных технологий) и
теоретической исторической информатике. Если контуры первой достаточно ясны, то
содержание теоретической компоненты исторической информатики требует уточнения.
Необходимо выделить три уровня теоретического знания в данной области:
метатеория; теории "среднего уровня"; "микро-теории".
Метатеорию мы связываем с теоретизацией самого понятия
"информация" и его спецификой применительно к задачам исторических
исследований. Несмотря на наличие известной точки зрения о том, что понятие
"информация" является одним из фундаментальных в современной науке и
поэтому не может быть строго определено через более простые понятия
("ignotum per ignotus - неизвестное через более неизвестное"),
категория "информация" связывается уже с начала ХХ в. с категорией
отражения. Именно философское понимание категории отражения как всеобщего
свойства материи оказалось методологически плодотворным для раскрытия сущности
информации. Впервые рассмотрение основных свойств и природы исторического
источника в свете учения об информации было проведено И.Д. Ковальченко . Другой
аспект метатеории мы связываем с теорией информации - математической и
технической дисциплиной, ведущей свое начало с 1948 г., когда американский
математик, создатель теории информации К. Шеннон ввел математическое понятие
количества информации. Наконец, важное значение приобретает семиотическая
проблематика в изучении свойств информации исторического источника, основанная
на концепциях знаковых систем и включающая три уровня: синтактику, семантику и
прагматику .
В качестве теорий среднего уровня исторической информатики
можно рассматривать разработки моделей данных исторических источников, принципов
построения источнико-ориентированных систем и т.д. . О такого рода теориях
писал еще в 1987 г. М. Таллер, историк из Геттингена в статье с характерным
названием "Потребность в теории исторического компьютинга" , в
которой он сформулировал три принципа разработки такой теории: учет контекста
при работе с информацией источника; учет размытости (нечеткости) данных
источника; учет многомерности, многосвязности текстовых структур источника.
Наконец, к микротеориям исторической информатики можно
отнести конкретные теоретические разработки (алгоритмы) репрезентации и анализа
данных источников определенного типа, например, при проведении просопографического
исследования, при построении когнитивных схем на основании полнотекстовой базы
данных, при создании баз знаний. Примерами могут служить разработка подхода к
переводу свободного текста источника в записи реляционной базы данных,
реализованного в виде системы SOCRATES или разработка т.н.
когнитивно-ориентированного подхода к построению исторических информационных
систем реализованного в виде просопографической системы "Просис" .
Используя общую терминологию информатики, можно сказать, что в каждом
конкретном случае содержание "микротеории" сводится к построению так
называемой информационной модели .
Еще один аспект обсуждения методологических аспектов
развития исторической информатики возникает, если рассматривать ее в связи с
социальной информатикой, ориентированной на познание закономерностей информатизации
общества. В развитии социальной информатики "значительное внимание
уделяется как техническим средствам, так и программным, а также социальным
составляющим информационных технологий" . Социальная информатика прошла
этап институционализации, уже несколько лет для выпускников вузов РФ существует
специальность "социальная информатика и моделирование". Как отмечает
академик А.Д. Урсул, социальная информатика является методологическим
направлением общенаучного уровня, питающим общими идеями другие, более
конкретные (отраслевые) области знания, например, экономическую информатику,
политическую информатику, социологическую информатику и т.д., над которыми
социальная информатика возвышается на правах более общей теории . При этом, по
мнению А.Д. Урсула, социальная информатика обречена на полноценное развитие
лишь на теоретико-методологическом уровне - в силу значительной общности предлагаемых
концепций. Конкретное же, прикладное развитие получат частнонаучные, отраслевые
информатики, и именно этот процесс дифференциации социальной информатики
окажется, в соответствии с прогнозом А.Д. Урсула, более эффективным и
конструктивным .
Первое десятилетие развития международного научного
сообщества в области исторической информатики сформировало сбалансированную
структуру этого профессионального сообщества. Оно состоит из нескольких групп,
слоев, тесно взаимодействующих, но несколько различающихся по своей роли в
развитии исторической информатики, расширении ее ареала. Первая группа - это разработчики
новых подходов к представлению и анализу данных исторических источников,
соответствующих алгоритмов, программ и технологий. Именно наличие такой группы
позволяет, вообще говоря, рассматривать историческую информатику как научную
область, имеющую не только свой предмет исследования, но и специфические
методы, исследовательский инструментарий . Вторая группа - это
квалифицированные пользователи новых информационных технологий, методов и программного
обеспечения; они осваивают реалии стремительно меняющегося мира информационных
технологий, творчески адаптируют его новые достижения (с учетом специфики
исторических источников и задач их обработки) и внедряют их в практику
исторических исследований. Наконец, третья и, возможно, наиболее многочисленная
группа - это широкий слой историков-исследователей, пришедших к необходимости
применять в своей работе технологии баз данных, анализа текстовых и
структурированных источников, моделирования и т.д. Используя информационные
технологии, они ориентируются преимущественно на тот опыт, те образцы, которые
продуцируют первые две группы.
Конечно, эта "стратификация" достаточно условна
- группы могут пересекаться; специалисты из третьей группы могут переходить во
вторую, а из второй группы - в первую и т.д. Важно, однако, другое - эта
структура должна не только обеспечивать историческую науку новыми методами и
современными технологиями, но и давать убедительные примеры их использования
при решении крупных исследовательских проблем. Наиболее адекватной формой для
реализации этих целей является, на наш взгляд, исследовательский проект, в
рамках которого корпус изучаемых источников корректно переводится в
машиночитаемую форму, затем проводится его комплексный анализ - с
использованием тех информационных технологий и аналитического инструментария,
которыми владеют специалисты по исторической информатике, а затем
осуществляется интерпретация полученных результатов, в которой принимают
участие историки - специалисты в соответствующей области.
Важным является вопрос о подготовке и переподготовке
специалистов по исторической информатике. Дело в том, что если период
"полураспада компетентности" - т.е. время, за которое знания
устаревают на 50% - составляет для инженера пять лет, для химиков, медиков и
биологов - четыре года , то, по нашей оценке, для специалиста по исторической
информатике этот период не превышает трех лет. И хотя 20-летней давности
прогноз известного французского историка Э. Л. Ладюри, отмечавшего, что "в
будущем историк (квантификатор - Л.Б.) станет программистом или
он не будет ничего стоить" ) не оправдался, наши английские коллеги
приступили к подготовке специалистов по исторической информатике (Historical
Information Engineers), "которые будут разрабатывать специализированные
программные средства и преподавать историческую информатику" . Однако, на
наш взгляд, более высоким будет спрос на специалистов, имеющих навыки работы с
широким кругом уже существующих информационных подходов и технологий. Такого же
мнения придерживается и президент AHC Я. Олдерволл, который в статье с
названием "Почему Норвегия не является мировым чемпионом по исторической
информатике?" пишет: "звание чемпиона мира по исторической информатике
должно быть скорее присвоено лучшему пользователю, чем лучшему разработчику
методов исторической информатики" . Остается лишь добавить, что
потребность существует не только в чемпионах.
Разумеется, менее всего хотелось бы видеть в будущем
специалисте по исторической информатике этакого "гомо информатикус" .
Историческая информатика должна быть органичной составляющей развивающейся исторической
науки. В этом случае она может стать в XXI в. "новым языком исторических
исследований" - по выражению известного английского специалиста по
исторической информатике, одного из "отцов-основателей" AHC,
английского историка П. Денли, который, исходя из универсальности методологических
и методических проблем, рассматриваемых в рамках исторической информатики,
отводит ей роль противовеса центробежным тенденциям в развитии исторической
науки) . Думается, П. Денли был прав, когда утверждал: "Возможности
исторической информатики не сводятся к тому, что мы можем теперь делать те или
иные исследования быстрее или эффективнее; мы можем делать новое, и мы можем
делать старое по-другому" .
|